Иконопи́сец (изограф, образописец, писец иконный) — это мастер, специализирующийся в создании икон. По преданию, первым иконописцем был евангелист Лука, написавший образ Богородицы.
Первым русским иконописцем, известным по личному имени, является Алипий Печерский.
Традиционно иконописец, в отличие от художника, не рассматривается как автор конкретного образа, он — только проводник божественной истины. Именно этим можно объяснить практически полное отсутствие авторских подписей на иконах до XVII века.
Требования, предъявляемые церковью к иконописцам, были сформулированы Стоглавым собором в 1551 году. По итогам Стоглавого Собора как эталон написания каноничных иконографий были созданы Новгородские таблетки, в которых показано, как правильно изображать иконописцам те или иные сюжеты. Решениями собора иконописцы фактически объявлялись особым церковным чином — младшими клириками. Тогда же эталоном каноничности объявлены иконы Андрея Рублёва.
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева 14 сентября 2017 года открылась выставка, на которой представлен комплекс иконостаса собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Он поступил в музей в 1954 году и стал одним из наиболее значимых и ценных памятников его собрания, которое тогда только начало формироваться.
Книга, которая отвечает на один из самых частых вопросов - как правильно обращаться к святым за помощью.
Когда человек в отчаянии, он перед иконами обращает свои молитвы к святым заступникам. Но не все знают, как просить небесных покровителей. Эта книга расскажет, как и в каких нуждах молиться Иисусу Христу, Богородице, угодникам Божьим.
Иконописец Яна(в крещении Анна) Харитонова пишет по благословлению иконы в каноне натуральными пигментами на липовых досках, покрытых левкасом, защитный слой — олифа. Основы иконописи изучала на курсах по иконописи при иконописной школе ВПДС. Мастер пишет иконы по древней технологии.
Древний канон иконописания. Профессиональный мастер-иконописец.
Мастер-иконописец окончил МГХПУ им. С.Г. Строганова, занимался реставрацией и изучал различные аспекты древнего искусства – греческого и русского письма. Провел более десяти лет в добровольном отшельничестве в Сибири. Буквально живя в затворе, проходил духовное делание и профессионально изучал утерянные принципы древнего иконописания.
После чего мастер вернулся в Москву и ныне живет и работает в столице.
Иконы пишутся по всем правилам и с соблюдением традиционных техник. Применяются только натуральные материалы: деревянные доски, левкас, яичная темпера, олифа. Мастер выполняет копии древних икон и создает собственные образы с учетом принципов и канонов, выработанных веками.
С 2002 года я полностью парализован. В замен Господь одарил меня несравнимо большим.
От юности своей вел я не совсем праведную, точнее сказать совсем неправедную жизнь. Всегда чувствовал присутствие Ангела Божия рядом, который хранил меня от плодов моей жизнедеятельности.
С большим восторгом и гордыней я рассказывал близким об этом. Любил порассуждать о святом писании, но пускать Господа в свою жизнь и не думал.
И вот однажды, разбежавшись во всю мощь, я прыгнул с обрыва в воду головой, как делают многие молодые люди на реке. Ощутив удар о дно, раздался сильный треск в ушах,я подумал: " Надо выплывать, разберусь наверху".
С 2008 года, у меня есть любимое дело, которому я посвящаю большую часть жизни и люди, которые поддерживают меня в этом.
Любомудров Алексей Маркович - научный сотрудник ИРЛИ РАН (Пушкинского Дома), кандидат филологических наук. С 1992 г. по благословению митрополита Санкт-Петербургского Иоанна собирает свидетельства о чудесных явлениях в Православной Церкви. Автор книги "Знамения Божии от святых икон."
Знамения минувших столетий
Церковь рассматривает икону как особую форму откровения Божественной реальности. Икона имеет великую силу благодатного действия, очищающего души созерцающих ее людей.
Исключая Спасителя, нет в христианской иконографии ни одного предмета, который бы так часто был изображаем, так увлекал сердце, так упражнял талант художников всех времен, как лик Пресвятой Девы. Во все времена иконописцы пытались передать лику Богородицы всю красоту, нежность, достоинство и величие, на какие только было способно их воображение.
(Справа - Богородица Умиление).
Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы, Богородица может торжественно "являть" Младенца миру, может нежно, прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его — Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. Лиричность, просветленность и отрешенность — вот главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах.
Иконы Христа — воплотившегося Бога Слова занимают главное место как в православном храме, так и в доме верующего человека.
(Справа - Спаситель).
Каноническое изображение Бога в человеческом образе было утверждено в IX веке: "...Благо-телесный... со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив..."
Всем известна икона Святой Троицы Андрея Рублева. Рублев взял краски для своей иконы не из сумрачной Византийской палитры, а из окружающей его природы с ее белыми березками, зеленеющей рожью, золотистыми колосьями, яркими васильками. Сколько людей со времен преподобного Андрея застывало в восхищении перед этой иконой! Сколько иконописцев пытались повторить чудный образ! Несомненно, "Троица" Рублева — одно из самых знаменитых и таинственных произведений мировой живописи. Таким, как мы его знаем сейчас, это величайшее произведение мирового искусства предстало взору реставраторов в 1919 году.
Сюжет иконы построен на 18-й главе книги Бытия, где описывается, как Бог в виде трех мужей или ангелов явился праотцу Аврааму и его жене Сарре у мамврийского дуба. Многие христиане (а среди них такие авторитеты, как св. Кирилл Александрийский, св. Амвросий Медиоланский, св. Максим Исповедник) были убеждены, что в этом месте Ветхого Завета говорится о Прообразе Пресвятой и Единосущной Троицы. Однако до Рублева иконописцы изображали только бытовую сцену: три ангела в гостях у Авраама и Сарры сидят за сервированным столом в тени большого дуба. Никакой речи о Прообразе Троица здесь и быть не могло. А вот преподобный Андрей сумел воплотить на иконе главный догмат христианства!
Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее?
Здесь можно дать несколько полезных советов.
Если репродукция выполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердую основу – доску или многослойную фанеру желательно пользоваться клеем, который не содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент». Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этом случае бумагу следует смочить водой, подождать пока вода впитается, а бумага потеряет упругость, и только потом уже наносить клей.
Прижимать репродукцию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение.
Икона (от греч. eikón — изображение, образ) - в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле — изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, которому церковь приписывает священный характер; является предметом культа; в узком значении — произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение.
В католицизме преобладают скульптурные изображения, в православии — живописные на дереве.
В первоначальном христианстве культа иконы не было, он зародился во 2 в. н. э. и расцвёл в 4 в., вопреки постановлению Эльвирского собора, запретившего иметь в храме изображения. Против культа И. выступали многие отцы церкви, догматическая правомерность поклонения И. отрицалась иконоборцами (см. Иконоборчество).
Изображения Господа Иисуса Христа, как свидетельство Боговоплощения и Спасения рода человеческого, и Богородицы, как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения, и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) – необходимы для дома, где живут православные христианине.
(Слева - Св. Преподобный Серафим Саровский (иконописец - Лев Лопатин). Размеры: 17 × 21 см. Материалы: липовая доска, льняная паволока, левкас, яичная темпера, золото, олифа, модифицированный лак. Особенности: чеканка, эмаль.)
Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя.
Иконостас (от икона и греч. stásis — место стояния), перегородка с иконами в православном храме, отделяющая от основной части его интерьера алтарную часть. И. пришёл на смену низкой алтарной преграде с иконами над ней.
В своей развитой форме (высокий И.) известен с начала 15 в. (И. Благовещенского собора в Московском Кремле, 1405, с иконами Феофана Грека, Андрея Рублёва, Прохора с Городца). Строгая религиозная иерархия сюжетов (внизу — «местные» иконы, над ними рядами — «деисусный чин», «праздники», «пророки»), подчёркнутая высотой рядов и пропорциями отдельных икон, их ритмическим и цветовым строем, а также симметричность их расположения определяют общую композицию И., в которой живопись и позолоченная резьба деревянного архитектурного обрамления (особенно пышная в 17 в.) образуют художественное единство.
Некоторые И. 18 — начала 19 вв., решенные в виде триумфальных арок с деревянными статуями, воспринимаются как торжественный вход в алтарь.
Картина представляет собой художественный образ, созданной творческой фантазией художника, который является своеобразной формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: конкретной исторической ситуации, политической системы, господствующих в обществе моральных норм и жизненных принципов.
Икона, как мы уже упоминали, – это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Откровение, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, вне господствующих вкусов, она – символ инобытия в нашем мире.
Иконопись, писание икон - вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению.
В отличие от стенописи и миниатюры, произведения И. — иконы — являлись отдельными живописными композициями, выполнявшимися первоначально в технике энкаустики (см. Восковая живопись), мозаики, затем главным образом темперы, позднее (в основном с 18 в.) масляной живописи на деревянных досках, холсте, реже на металлических пластинах и др. Это сближает И. со станковой живописью (см. Станковое искусство); однако иконы нельзя считать вполне станковыми произведениями, так как они органически входили в единый идейно-художественный комплекс с архитектурой, декоративно-прикладным искусством и выполнялись обычно для определённого места, например в ансамбле иконостаса.
Традиционно ко «вневременной» иконописи не применяют понятия стиля, а специфические особенности, стилистические признаки и технологических приемы, выделяющие группы произведений называют иконописными «школами» или (более грубо) «пошибами».
Чаще всего выделяют следующие иконописные школы: новгородская московская строгановская (по фамилии купцов-меценатов Строгановых) фряжская (т. е. итальянская)
Икона есть наглядное свидетельство вечности, которое не может идти от человека, по существу чуждого духовности. Кто же эти свидетели?
Первым иконописцем был святой евангелист Лука, написавший не только иконы Божией Матери, но, по преданию, и икону святых Апостолов Петра и Павла, а может быть, и другие.
За ним следует целый сонм иконописцев, почти никому неизвестных. У славян первым иконописцем был святой равноапостольный Мефодий, епископ Моравский, просветитель славянских народов.
Некультовая иконопись относится к так называемой сакральной живописи, глубоко укорененном в европейской культуре явлении. В этом направлении изобразительного искусства творили такие великие мастера, как Микельанджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, позже - многие русские художники, и многие - многие другие.
При всем различии техник, художественных школ, и культурных традиций, отражавшихся в этом виде искусства, главным его отличием от культовой иконописи является то, что эти произведения заведомо создавались не как атрибуты богослужебного культа. Поэтому их использование в оформлении интерьера помещений, в качестве эксклюзивных подарков и т.п. лишена того несоответствия, которым зачастую сопровождается использование не по назначению предметов богослужебного культа.