Иконописный подлинник — это особое руководство по иконографии: это собрание образцов, определяющих все детали канонических изображений различных лиц и событий, воспроизводимых на иконах.
Иконописные подлинники делятся на лицевые и толковые. Лицевой иконописный подлинник содержит рисунки (прориси) икон, располагаемые обычно по дням церковного почитания. В качестве лицевого иконописного подлинника может использоваться лицевой синодик, лицевая Библия, а также собрания отдельных прорисей. Толковый подлинник включает в себя описания сюжетов, композиций, цветов и прочих деталей икон по дням почитания.
Первые дошедшие до нас иконописные подлинники датируются не ранее 16-го века.
Представляем Вашему вниманию золотую смальту на основе настоящего золота 960 пробы отечественного производства. Мы производим золотую смальту любых размеров с возможностью подобрать оттенок для каждой конкретной мозаики.
Впервые на русском языке вышла книга "Смысл икон", ранее издававшаяся только на немецком, английском и французском языках!
Известный богослов В.Н.Лосский и иконописец и исследователь икон Л.А.Успенский составили ее прежде всего в расчете на западного читателя, мало знакомого с историей и теорией православной иконы и основных иконографических типов.
Книга доступно, но при этом на серьезном научном уровне вводит в проблематику иконописи и иконоведения.
Для всякого иконописца важен вопрос, как писать изображение того или другого святого. Вопрос этот разрешает так называемый Лицевой подлинник. Подлинник, Образчик, Персональник — названия книги правил изображения святых для иконописца. В книге приводятся рисунки с характерными для каждого святого чертами и внешним видом, сообщаются также кратко цвета одежд. Существуют Строгановский подлинник, Большаковский, Сийский, Гурьяновский и другие. Но не все Отображения, имеющиеся в Подлинниках, можно повторять буквально, некоторые дают только схему, которая требует внимательной проработки. К таковым относятся, например, Строгановский и Большаковский подлинники.
Икона, в отличие от реалистичной картины, написана языком символов. В этом нет никакой мистики, просто духовный мир невозможно изобразить, в отличие от мира физического. Стоит заметить, что созерцание духовного мира не является чем то похожим на сон, или видение. Различные видения и множество снов являются обычно плодом нашего воображения приправленного бесовским внушением.
Мир духовный неописуем и непостижим. У Апостола Павла читаем: "И знаю о таком человеке (только не знаю -в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать." (2 Кор. 12. 3-4). Именно поэтому создание новых иконографических типов для нас задача невыполнимая. Именно поэтому современные иконописцы должны копировать древние иконы, иконы созданные великими подвижниками благочестия, проводившими многие часы в молитве и посте, прославившиеся многими чудотворениями. Древние иконописцы, многие из которых были монашествующими, пребывая в трудах и подвигах, достигли совершенства и святости, поэтому и иконы написанные ими есть плод духовный. "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух." (Ин. 3. 6).
ИКОНОГРАФИЯ (гр. - изображение, образ и пишу, черчу, рисую) - строго уставленная система изображения богов, святых и других сверхъестественных персонажей или сюжетных сцен на религиозные темы, определенная иконографическим каноном.
Иконографический канон - совокупность правил и норм, регламентирующих написание икон, в своей основе содержит концепцию образа и символа (символ выступает в роли связующего звена между миром сверхбытия и действительностью, Богом и человеком), сформировался в Византии к XI-XII вв. и был принят русской православной церковью. Церковный иконографический канон фиксировал и закреплял те особенности иконогафических изображений, которые отделяли божественный, горний, мир от мира земного.
Из истории древнерусской иконописи. Происхождение и первоначальный состав древнерусского иконописного подлинника; дальнейшее осложнение его с расширением русского агиологического цикла. На основании каких источников создались иконописные подобия отечественных святых? Различие подлинников и время их появления на Руси.
Происхождение русских иконописных подлинников тесно связано с происхождением и положением на Руси самого церковного искусства. Не приурочиваясь к какому-либо определенному времени, наши подлинники тем не менее в своем зародыше, в своем основном начале даны были при самом первом возникновении живописи в наших храмах. Дальнейшее развитие этого начала иконографического однообразия, выражаемого подлинниками, происходило под влиянием двух условий: положительного и отрицательного. Под первым разумеем ту зависимость, которую долгое время испытывала православная Россия со стороны Византии в области искусства; под вторым — особенные исторические обстоятельства, вызывавшие нашу духовную власть к охранению церков-но-художественных преданий.
Голубцов А.П. Из чтений по Церковной Архиологии и Литургике
Существовал ли надзор над деятельностью живописцев в первенствующей церкви. Чем он был вызван впоследствии. Время появления толкового и лицевого подлинников; понятие о них Ерминия Дионисия Фурноаграфиота, их содержание и характер. Значение подлинника в истории византийской иконографии.
В первое время своего существования христианское искусство было свободной профессией; им мог заниматься всякий, имевший для этого уменье и техническую подготовку. Религиозный строй христианской общины и ее боязливо-осторожное отношение к искусству античного мира предохраняли молодое искусство если не от вторжения, то, по крайней мере, от распространения изображений, чуждых ему по содержанию или выполненных с какой-нибудь заведомо ложной мыслью.
Полезно познакомиться и с происхождением иконописного Подлинника. В России история Подлинника неразрывно связана с историей православных храмов, как храмы — с принятием Христовой веры. Начало этой книги восходит к Византии, откуда прибыли художники расписывать Киево-Печерский храм в XI веке. Они и ввели у нас в употребление книгу Подлинник, которая время от времени менялась в связи с прибавлением новых святых Русской Церкви.
Византийский Лицевой подлинник известен с X века. Он был распространен по приказу императора Василия Болгаробойцы. Автор же его, живший около 980 года, остался неизвестным.
В недавнее время открыты греческие списки Подлинника в Афонской библиотеке. Некоторые из них были изданы на французском языке, все они были составлены не ранее XV века.
Ерминия (греч. Ερμηνεία — разъяснение, истолкование) — особый род руководства по иконописи. Ерминии можно считать иконописными подлинниками, так как значительную их часть составляет справочник по иконографии, однако, в них также особое внимание уделяется технологии иконописи и включаются разделы по богословию иконы.
Наиболее известна греческая Ерминия Дионисия из Фурны (Дионисия Фурноаграфиота) начала XVIII века.
Несмотря на свою крайнюю отсталость сравнительно с западным, наше искусство, следуя своим историческим судьбам, выработало в своей среде такой великий, монументальный факт, который должен быть наряду со всеми, чем только может гордиться искусство на Западе. Этот великий памятник, это громадное произведенье русской иконописи, не отдельная какая-нибудь икона или мозаика, не образцовое создание гениального мастера, а целая иконописная система, как выражение деятельности мастеров многих поколений, дело столетий, система, старательно обдуманная, твердая в своих принципах и последовательная в проведении общих начал по отдельным подробностям, система, в которой соединились в одно целое наука и религия, теория и практика, искусство и ремесло.
Подлинник лицевой, лицевой подлинник, в древнерусской живописи свод образцовых рисунков ("прорисей"), фиксирующих иконографию и композицию каких-либо изображений или подробных, главным образом технических, наставлений, которым следовал в своей работе живописец (например, "Строгановский лицевой подлинник" начало 17 в.).