Киноварь
КИНОВАРЬ КРАСНАЯ (красная кристаллическая киноварь), минерал класса сульфидов, а также одна из знаменитейших красок в прошлом, известная с 3000 г. до Р.Х. Киноварь красная на протяжении веков была одной из самых важных красных красок. Об использовании природной киновари в живописи упоминает древнегреческий естествоиспытатель и философ Теофраст. У греков киноварь имела название «милое» (millos), у римлян - «миний» (minium). Плиний сообщает, что в его время некоторые путали «ци-нобер» (cinnabaris). Но цинобер - слово индийского происхождения (индийская киноварь), относящееся к драконовой крови.
Название киновари наиболее часто происходит от места её добычи или производства. В XIX веке натуральная киноварь привозилась в Россию из Испании (Альмаден), Югославии, Австрии, Калифорнии (Нью-Альмаден), Китая и Японии. Её привозили в кусках или размолотой. Лучшей размолотой киноварью была китайская. Эта киноварь была известна в Китае с доисторических времён и отличалась глубоким тёмно-красным цветом.
В истории использования киновари в живописи она имела следующие названия: китайский вермильён, китайская киноварь, к. французская, к. английская, к. голландская, вермильён, зензифра, зензифра стёртая, шашар, зендшафар, цинобри, перманентная киноварь, патентованная киноварь, китайский кармин, патент шарлак, экстра-киноварь; vermilion, vermilion de Chine, francais, anglais, de Hollande, Zinnober, Chinesischroth, Vermillonroth, Patentroth,Pariserroth, field`s vermilion, cinnabaris, Bergzinnober, naturlixher Zinnober, cinabre rouge, sandux, minium cappadocium и т.д.
. Физические и химические свойства киновари. Её цвет до некоторой степени зависит от размера частиц и приготовления. По мере увеличения размера частиц, её цвет изменяется от оранжевого до глубокого красного. Киноварь обладает очень высокой кроющей способностью (п - 2.854-3.201). В химическом отношении представляет кристаллическую сернистую ртуть, HgS. Тв. = 2 -2,5; плотн. = 8-8,2 г/см3. Киноварь химически неактивна к соляной кислоте (НС1) и едкому натру (NaOH). Существует также аморфная киноварь, вещество того же химического состава, но имеющее чёрную окраску. Красную киноварь можно приготавливать искусственным способом - сухим или мокрым.
Искусственная киноварь известна с XIII века. В это время впервые научились готовить киноварь сухим способом - возгонкой. При таком способе определённую (большую) часть ртути соединяют с серой, с последующим нагреванием сухой смеси. При мокром способе также первоначально готовят сухую смесь. Но затем в неё вливают щёлочь - едкий калий и немного подогревают жидкую смесь (до 45° С). Сухой способ приготовления был открыт немецким исследователем и философом Альбертом Великим (ок. 1193 - 1280), найдя особое первоначальное применение в Голландии и Идрии (тер. Югославии). Мокрый способ впервые стал известен в 1687 году, открыт G. Schulze. Оба способа производства искусственной киновари в дальнейшем претерпели значительные изменения. И природная и искусственная киновари имеют одинаковые химические и физические свойства, но искусственные сорта более яркие. Под воздействием прямых солнечных лучей некоторые сорта киновари очень быстро чернеют на поверхности. Но это явление не химической природы, а результат преобразования кристаллической киновари в аморфную.
Работа киноварью. Киноварь необходимо стирать только перед самым употреблением и столько, сколько необходимо для работы. Это вызвано тем, что в порошке или в приготовленной краске в большом количестве она не может долго храниться - чернеет. Её можно смешивать со свинцовыми и цинковыми белилами. На киноварь очень вредно действуют смолы и лаки. Для предохранения киновари от вредного воздействия покрывного лака её необходимо предварительно изолировать животным клеем - рыбьим или желатином, В среде масляной живописи лучше сохраняются тонкие слои киновари. Но даже при её изоляции, при очень долгом нахождении на свету, в течение 10 и более лет, иногда наблюдается некоторое потемнение киновари, что объясняется переходом её в аморфное состояние. На масляном грунте киноварь сохраняется хуже, чем на клеевом. Стёртая на масле она также сохраняется хуже, а кроме того, масляная техника всегда предопределяет введение в неё смол. При использовании в масляной технике живописи, киноварь лучше стирать на клеевом связующем или искусственной темпере. Стёртая на курином желтке киноварь чернеет. Для предварительной очистки киновари от вредных примесей, в старину, во время её стирания, часто употребляли уксус, так как он благотворно действует на многие её сорта.
КИНОВАРЬ ЭКАРЛЕТ, краска, представляющая собой искусственную красную киноварь, открытую в 1849 году. В химическом отношении - йодистая ртуть, HgI2. Цвет киновари экарлет очень яркий, средний между суриком свинцовым и красной киноварью. При своей яркости и красоте, краска не получила распространения ни в одном из видов живописи, как абсолютно не светостойкая, очень быстро чернеющая.
Киноварь экарлет имела следующие названия: скарлет йодистая киноварь, скарлет красный, бриллиантовый скарлет, йодистая серебряная, шарлак красный, шарлак блестящий; ecarlate, Iodquecr-silber, scarlet, scarlet vermilion, Skarletrot, Jodirot, Brillantscharlach, brilliant .scarlet.
КИТАЙСКАЯ КИНОВАРЬ, см. киноварь красная.