Сажа газовая
В течение всей истории художники использовали сажу краску из-за простоты приготовления. Уголь очень хорошо поглощает свет, и на многих картинах он использовался для нанесения первоначального наброска. Название сажа газовая - общее для всех пигментов, получаемых сжиганием газа, нефти, дров, косточек абрикоса, сливы, вишни, миндаля и других органических материалов. В зависимости от сожженного материала цвет получается с более или менее выраженным коричневым оттенком. Сажа газовая использовалась Вермеером для изображения черной напольной плитки, часто встречающейся на его картинах.
Так как этот пигмент имеет сильный коричневый оттенок, художник добавлял в него ультрамарин для передачи синеватого оттенка мрамора. Также Вермеер добавлял сажу газовую к ультрамарину для снижения интенсивности цвета в глубокой тени синей скатерти, также часто изображаемой на его полотнах. Кроме того, сажа газовая наиболее часто использовалась в изображении белых стен интерьеров.
Художники его времени пользовались ею, часто в сочетании с умброй, для передачи тени на белых объектах. Как бы то ни было, стены у Вермеера имеют жемчужную прозрачность, которая не встречается у его современников Мету и Хуга.
В работах Вермеера не видны более или менее серые тени. Кажется, что это белая однородная стена, более или менее освещенная. Сажа газовая использовалась для передачи менее освещенных участков, под густым слоем свинцовых белил. В глубокой тени над сажей газовой доминировала умбра, так как серые тона давали более тусклую тень.