Леворукость и праворукость
В исследованиях, проводимых на детях первых месяцев жизни, не удается установить превалирования функции той или другой руки. Только приблизительно к восемнадцатимесячному возрасту одна рука становится более активной по сравнению с другой. В этом большую роль играет обучение - ребенка учат брать вещи правой рукой, махать при встрече и прощании правой рукой и т. д. Пользование левой рукой, наоборот, часто запрещается. Так малыш приучается к действиям главным образом правой рукой.
Долгие годы считалось целесообразным переучивание леворуких детей, поскольку в быту и на производстве все приборы и большинство орудий труда рассчитаны на праворуких. Такое переучивание начиналось очень рано - когда ребенку было всего несколько месяцев - и продолжалось довольно долго. В результате переучивания большинство леворуких пользуются в процессе деятельности правой рукой. Лишь в тех случаях, когда необходимо сделать значительное усилие, они предпочитают использовать левую руку (развивается скрытая леворукость). Например, при выполнении работы, требующей многочасового напряжения рук, леворукие хирург, часовщик, художник и т. д. используют в основном левую руку, хотя пишут и едят с помощью правой руки. В наше время леворуких детей больше не переучивают, так как дефектологами точно установлено, что грубая переделка левши в правшу (когда ребенку привязывают левую руку за спину, бьют по руке и т. д.) в большинстве случаев влечет за собой развитие расстройств речи и, чаще всего, заикания.