Познание формы предмета
Форма предмета познается легче, если художник, рисуя, старается представить его себе прозрачным, как будто бы он сделан из стекла. Очень важно уметь представить сложную форму в виде простой или составленной из простейших форм. Например, форму кувшина можно приблизить к форме цилиндра (горлышко), шара (нижняя часть сосуда). Одновременно отметьте, что этот цилиндр и шар как бы насажаны на ось, которая проходит посредине конструкции и определяет его симметричность и вертикальность.
Намечая форму в рисунке, можете основываться на этом анализе конструкции, вести рисунок «от простого к сложному», то есть от цилиндрических и шаровидных наметок формы, ее ширины, высоты. Конечно, это подано упрощенно, на самом деле все значительно труднее и тоньше.
Хотя слово «конструкция» заимствовано у инженеров, четко вычерчивающих строение моста, самолета, машины, художники вкладывают в него не только понятие устройства предмета. Художники говорят: «Этот рисунок конструктивен, крепко в нем все построено».
«Изображать предметы такими, какими есть на самом деле и какими кажутся глазу нашему», — в этой формуле И. Чистяков выразил суть конструктивного метода рисунка.
Следовательно, на пути к художественному образу строгое построение формы является необходимым и важным этапом. Но только к этому сводить всю свою задачу нельзя. Точно строится форма в техническом рисунке. При определенном навыке овладеть этим может любой инженер, чертежник, оформитель. Художнику важно постичь большее, убедительно передать свою тему средствами пластики, средствами образного решения рисунка.
Изучая строение формы предметов, не забывайте о назначении этих вещей, о месте их в жизни человека, о связи с окружением, а также и о красоте композиции рисунка. Тогда и задания вы будете выполнять с интересом и рисунки станут выразительными.
Сделайте несколько рисунков, натюрмортов, составляя их из предметов, конструкция которых «обнажена». Например, зарисуйте бадейку в углу чулана или бочку в саду. Клепки, из которых собраны бадейки и бочки, наглядно покажут вам, как строится округлая форма, как образующие ее грани перспективно сокращаются. Они как бы увлекают за собой штрихи в рисунке. Можете составить натюрморт с кухонной утварью и двумя-тремя картофелинами, одну из которых очистите широкими срезами ножа. Опять обнажатся грани, строящие и эти округлые формы. Можете очистить и яблоко, но оставьте спираль кожуры, красивый извив которой свяжет объемы плодов с плоскостью стола.
Если вы затрудняетесь в построении круга в перспективе и у вас были грубые ошибки в рисунке ведер, кувшинов и других округлых или цилиндрических предметов, то возьмите решетку с верха керосинки или конфорки с газовой плиты и нарисуйте их на разных уровнях. Вы теперь заметите, что круг кажется тем уже, чем он ближе поднимается к уровню ваших глаз, то есть к линии горизонта. А дно сосудов нельзя рисовать в виде прямой линии или с углами, как сжатый пакет.
Интересно зарисовать бутыль в оплетке или в деревянном каркасе, причем не только в вертикальном положении, но и в наклонном. Контуры этого каркаса помогут понять направление линий, строящих и форму бутыли.
Порисуйте всевозможные коробки, ящики в разных положениях и группировках. Из них тоже сможете составить интересные натюрморты, не говоря уже о натюрмортах с книгами, которые с увлечением писали и большие мастера.
Нарисуйте пейзажи с изображением зданий, построек, знакомых улиц города или села. Старайтесь использовать анализ конструкции формы как средство выражения своих впечатлений.