Покровская церковь Вытегорского погоста
В.А.Гущина
ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВЫТЕГОРСКОГО ПОГОСТА – ПРЕДШЕСТВЕННИЦА ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ ЦЕРКВИ КИЖСКОГО ПОГОСТА
ПАРАЛЛЕЛИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИХ ВЗАИМОВОЗДЕЙСТВИЯ
В результате архивных изысканий, касающихся формирования и развития двух архитектурных комплексов, созданных на основе многоглавых церквей: 18-ти главой церкви Покрова Богородицы в селе Анхимово (1708г.) и 22-х главой церкви Преображения Господня на острове Кижи (1714 г.), прослеживается их определенная взаимозависимость.
Известно, что Вытегорский Покровский погост и Спасский погост в Кижах впервые упоминаются в древнейшей Писцовой книге по Обонежской пятине писца Юрия Сабурова, составленной в 1496 году.001 В Писцовой книге 1582 – 1583 годов писца Андрея Плещеева также упоминается о двух церквах на Вытегорском погосте – Покровской (летней) церкви и теплой церкви Николы Чудотворца.002 К сожалению, о типах церквей сведений нет.
Через 45 лет, в Писцовой книге 1628 года на Вытегорском погосте зафиксировано существование лишь одной церкви – теплой «во имя великого чудотворца Николы».003 О главной церкви погоста – Покровской – ничего не сообщается. Вероятно, на погосте за это время произошли неизвестные нам события.
Следующие данные относятся к 1708 году – времени постройки новой, многоглавой Покровской церкви. (Рис.1). С момента исчезновения ее предшественницы (1628 год) прошло довольно значительное время (предположительно около 80 лет).
Чем же был вызван столь долгий срок существования погоста без главной церкви, давшей ему название? Возможно, местные прихожане обходились одной, зимней, Никольской церковью и одновременно собирали средства на постройку новой, многоглавой Покровской церкви. Ее строительство требовало накопления крупных финансовых средств и большого количества строительных материалов. Этим, скорее всего, и был вызван столь долгий срок существования погоста без основной, летней, церкви.
Что именно могло послужить зодчим прообразом для осуществления их замысла? Известно, что церкви, имевшие в своей основе подобный крестообразный план («круглая о 20-ти стенах», «круглый 20-ти стенный оклад»), были известны на Руси «… еще в XIV веке и, возможно, даже раньше, о чем свидетельствуют многочисленные сведения».004 Возможно, существовали более ранние аналоги Покровской церкви в Анхимово, которые не сохранились и остаются нам неизвестными.
В отличие от Покровской церкви в селе Анхимово причина исчезновения древних церквей на Кижском погосте была связана с пожаром, произошедшим в 1693 – 1694 годах: «Погост Спасский в Кижах на Онеге озере на Кижском острову, а на погосте строят церковь новую, теплую, клетски, во имя Покрова Богородицы. Да в той же церкви построен придел во имя Николы Чудотворца, настоящая церковь Преображения Господня и прежняя Покрова Богородицы в прошлом 7206 сгорели от молнии».005
Возобновление погоста началось сразу же, на месте свежего пожарища. Первой была построена зимняя, Покровская церковь – предшественница современной. В своем первоначальном виде она представляла тип тепло-холодной или «двухкомплектной» приходской деревенской церкви, так как состояла из холодного храма (собственно – церковное помещение) и теплого Никольского придела, который на продолжении 171 года (с 1694 по 1865 годы) располагался в трапезной. Наличие на погосте двухкомплектной (тепло-холодной) церкви позволило зодчим неторопливо обдумать будущий образ главной церкви Кижского погоста – церкви Преображения.
Ко времени ее возведения кижане уже смогли увидеть вновь построенную Покровскую церковь в Анхимове, так как путь к восточному побережью Онежского озера кижским рыбакам был хорошо известен – там находились хорошие рыболовные угодья.
По всей видимости, кижанам удалось пригласить ту же плотницкую артель для постройки Преображенской церкви. Накопленный опыт помог плотникам превзойти по красоте свою предшественницу. Сохранившиеся легенды и предания, сопровождающие историю создания обоих церквей, подтверждают их исключительные особенности, отличают от всех других существовавших ранее культовых строений.
«Не было, нет и не будет такой!» – сказал легендарный мастер Нестор, завершив работу на Преображенской церкви, убедившись в ее красоте и непревзойденности. Преимущества архитектурно-конструктивного решения Преображенской церкви над анхимовской церковью Покрова очевидны. Преображенская церковь в Кижах явилась высшим достижением эволюционного развития церквей данного типа. (Рис.2). Церковь Покрова в Анхимове стала лишь промежуточным звеном в этой цепи.
К сожалению, имена зодчих этих двух церквей не установлены. В архивных документах Покровской церкви в Анхимове встречаются записи: «построена частными способами», «старанием прихожан и разными благотворителями». Аналогичные записи относятся к постройке Преображенской церкви в Кижах.
Сходство церквей неоспоримо. В их основе – единый замысел, но они имеют и значительные отличия, которые проявляются при более детальном их изучении.
В данной работе мы обратим внимание на явное проявление взаимозависимости этих церквей, которое проявилось в определенной последовательности изменения их внешнего и внутреннего облика на протяжении истории существования в соседстве с другими погостскими сооружениями.
Рядом с многоглавой летней Покровской церковью Вытегорского погоста, как известно, стояла деревянная теплая церковь во имя Николы Угодника. Неизвестно, сколько лет она простояла, но в 1780 году «на церковную и доброхотную сумму» возводится каменная церковь Всемилостливого Спаса Нерукотворного образа с отдельно стоящей каменной колокольней. (Рис.1). Здание церкви было покрыто железом, главы и кресты – белой жестью. В церкви было три придела: главный во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворного образа – холодный, правый Казанской Божьей Матери и левый Святителя и Чудотворца Николая – теплые.
Соседство многоглавой деревянной Покровской церкви с 5-ти главой каменной церковью и с каменной, высотой в 57 метров, колокольней со шпилем – разновременными и не объединенными архитектурным замыслом строениями, к сожалению, не способствовали созданию ансамбля.
Известно, что в своем первоначальном виде Покровская церковь в Анхимове без особых «поновлений» простояла 85 лет (с1708 по 1793 годы). В 1793 году произошла крупная перестройка здания, вызванная тем, что из-за отсутствия фундамента церковь начала оседать. Она была разобрана и поставлена на каменный фундамент. Об этом событии сохранилась запись: «Перестроены и освящены в 1793 году октября…, при державе … Великой Государыни нашей и императрице Екатерине Алексеевне»; «… за ветхостию разобранную во имя Покрова Пресвятые Богородица церковь за двумя приделами апостола и евангелиста Иоанна Богослова, святого великомученика Егория, и поставленную ныне вновь на каменном фундаменте по прежнему фасаду…». Тогда же, в 1793 году, Покровская церковь была обшита тесом, а купола покрыты железом («… нижние венцы бревен заменены новыми, а все снаружи стены обшиты досками, а главы покрыты белым железом»)006 . Таким образом, к 1793 году погост в Анхимове приобрел обновленный вид.
Прихожане предпочли сохранить деревянную многоглавую церковь Покрова, разобрав и перепоставив ее на каменный фундамент. Последовавшая за этим обшивка срубов тесом с окраской под камень и покрытие куполов железом несколько «примирили» ее с возведенными рядом каменными церковью и колокольней. К сожалению, «примирение» этих трех архитектурных сооружений также не способствовало созданию архитектурного ансамбля, а привело лишь к случайному соседству несогласованных между собой объектов. (Рис.4,6).
Обратившись к истории Кижского погоста, отметим, что вопрос о переборке более молодой (на 6 лет) Преображенской церкви (которой к тому времени было 79 лет) не ставился. Но вскоре (в 1790-е гг.) после возведения каменных церкви и колокольни в селе Анхимово на территории Кижского погоста, с южной стороны Покровской церкви началось строительство каменного Троицкого собора с тремя алтарными апсидами. Контуры собора и в настоящее время четко прослеживаются в южной части погоста. (Рис. 3).
В результате проведенного археологического обследования выяснилось, что «На поверхности остатки (фундамента) достаточно точно, четко выделяются по задернованным возвышениям, на которых местами проглядывает кладка из некрупного валунного камня, скрепленная известковым раствором. В двух местах на поверхность выступают крупные отесанные каменные блоки. По устным сообщениям работников музея, ранее в кладке замечали вместе с диким камнем и кирпич».007 Схематический план остатков фундамента «в деталях совпадает с канонической планировкой церквей. Ясно выделяется алтарная часть, помещение собственно церкви и трапезная. Постройка была традиционно ориентирована алтарной частью на восток с некоторым отклонением к северу. Интересен тот факт, что в контексте остатков ее фундамента южная и восточная стены погоста читаются как соответственно южная и восточная (алтарная) стены храма. По-видимому, вновь поставленная в 1959 году ограда погоста частью своей легла по фундаменту, не имеющему никакого отношения к древней ограде. На это указывает выступ на южной оконечности восточной стены погоста; он совершенно не объясним с точки зрения «архитектурной стены, но, будучи включен в план фундамента, явственно выступает как апсида в алтарной части предполагаемого храма».008 «Несколько неожиданной представляется мощность и основательность фундамента. Нижняя его часть значительно углублена в землю (по крайней мере, на 0,5 м от горизонта строительства сооружения), верхняя же часть сложена на известковом растворе. Все это заставляет предполагать, что фундамент к югу от Покровской церкви был рассчитан на тяжелую монументальную постройку, вполне сравнимую в этом плане со стоящими в Кижах Преображенской и Покровской церквями» 009 .
Возведение собора происходило на средства богатого местного жителя, и было доведено до высоты окон, но вскоре приостановлено в связи со смертью «благодетеля».010 Благодаря архивным изысканиям сотрудника краеведческого музея Л. И. Капусты данная запись получила подтверждение. Согласно «Выписке из духовного завещания В. Е. Ольхина» стало известно, что «… на постройку в Петрозаводском уезде в Кижском погосте каменной церкви, под которую капиталом моим фундамент сделан и до окон выкладен и немалое число кирпича было приготовлено, если тамошние крестьяне и обыватели по обещанию ее достраивать будут, тогда от Василия Васильевича (сына Ольхина) дать на достройку сто рублей или что по усердию можете». Ольхин Василий Елизарьевич (1709 – 1788) является родоначальником династии Санкт-Путербургских предпринимателей XVIII – XIX веков. Он выходец из крестьян Кижского погоста (дер. Олеховщина)011 . В середине XVIII в. В. Е. Ольхин владел ластовыми судами, фабриками, заводами; содержал петербургские мосты. К 1788 году имел значительную недвижимость в С-Петербурге (дома, лавки, производственные сооружения). Похоронен в Александро-Невской Лавре. Духовное завещание составлялось дважды: в 1786 и 1788 годы.012
При доведении строительства каменного Троицкого собора до полного завершения на Кижском погосте мог бы возникнуть новый архитектурный комплекс в составе многоглавой деревянной церкви Преображения, деревянной шатровой колокольней и каменного храма. Явная разноголосица такого погостского комплекса, видимо не смущала зодчих. Это вполне объяснимо, ведь «деревянные церковные сооружения считались временными и при первой возможности, как правило, заменялись каменными».013
Главная церковь Кижского погоста – церковь Преображения также подверглась обивке куполов железом и обшивке стен тесом, с последующей покраской ее в белый цвет. Эти изменения начали производиться в 1818 году (через 25 лет после проведения аналогичных работ на церкви в Анхимове). Об этом сообщается в «Расходной книге Кижской церкви» за 1818 год: «…подрядчику Егору Поташову с товарищами в силу данного договора за обшивку церкви отдано денег 566 рублей».014 В феврале 1819 г. в Расходной книге было записано: «… отданные прошлого 1818 года под расписку крестьянину Логину Онисимову на покупку листового железа в Санкт-Петербург для обивки главной Преображенской церкви, им Онисимовым в расход употреблены 200 рублей от которого и железо то получено…».015
Работы по обновлению внешнего вида Преображенской церкви, по всей видимости, были произведены под воздействием обновления Покровской Вытегорской церкви, так значительно изменившей свой образ после разборки и последующей сборки. Обшивка срубов Преображенской церкви в Кижах тесом с последующей его покраской в белый цвет (под камень) также, видимо, производилась с целью придания ей соответствующего каменной архитектуре внешнего вида. Но в отличие от более богатого Вытегорского погоста, недостаток финансовых возможностей прихожан Кижского прихода сказался более благоприятно: вместо предпринятой замены деревянной Покровской церкви каменным Троицким собором с тремя алтарными апсидами (подобными каменной церкви в Анхимове?!), кижане предпочли (или были вынуждены избрать) иной путь – путь сохранения деревянной Покровской церкви и приведения в дальнейшем ее внешнего и внутреннего вида в соответствие с требованиями времени (обшивка срубов тесом, штукатурка стен и потолков, покраска полов и т. д.).
Необходимо принять во внимание возраст Покровской церкви. К моменту начала возведения Троицкого собора ей насчитывалось, судя по новой датировке 1694 годом,016 свыше 90 лет (1694 – 1786). За это время Покровская церковь прошла путь преобразований от клетского типа «двухкомплектной» (тепло-холодной) церкви до многоглавого завершения. Это обеспечило наилучший вариант ансамблевого звучания двух погостских строений. Девятиглавое завершение Покровской церкви известно, согласно архивным документам, с 1756 года, т. е. еще до начала возведения по соседству с нею Троицкого собора.
Ансамблевое содружество двух деревянных церквей, видимо, «пришлось по душе» кижанам, так как в этот период, согласно известным архивным документам, сведений о предстоящей замене деревянной церкви каменным собором не выявлено.
Остается лишь высоко оценить сохранение деревянных многоглавых церквей в Кижах вместо строительства новых каменных строений. Возведение в Анхимове каменных сооружений, столь чуждых существовавшей рядом с ними деревянной Покровской церкви, свидетельствовало о богатом состоянии прихода, но стало препятствием созданию еще одного архитектурного ансамбля на основе многоглавия.
Относительно колокольни Кижского погоста также можно утверждать, что ей повезло. Известно, что колокольня – предшественница современной была разобрана в 1862 году в связи с ветхим состоянием. Тогда же, в 1862 году, была построена новая деревянная колокольня, подвергшаяся через 12 лет перестройке в связи с недостаточно продуманным архитектурно-конструктивным решением.017 В своем обновленном виде колокольня более удачно вошла в состав погостских сооружений, дополнив строгой вертикалью живописный вид ансамбля.
В конце XIX века на Вытегорском погосте появилась каменная, куполообразная, одноглавая «усыпальница Лопарева А. Ф.» – совершенно нетрадиционное для погоста сооружение. В ней был похоронен происходивший из крестьян купец I-ой гильдии, меценат А. Ф. Лопарев018 . Наличие нетрадиционного объекта еще больше разобщило погостские сооружения, усилив разноголосицу в их составе. Это еще раз подчеркнуло возможности богатых людей в осуществлении ими самых невероятных замыслов. (Рис.4).
Время не обошло вниманием и ограды двух рассматриваемых погостов. В 1872 году прихожане Вытегорского погоста начали сбор средств на возведение каменной ограды с центральным входом, со столбами и железной решеткой. (Рис.1). Центральный вход в виде двух кирпичных столбов с красивой железной решеткой появился и на Кижском погосте.019 (Рис.5). В соседстве с высокой оградой из дикого камня, это нововведение выглядело чуждо и неуместно. Оно вносило резкий диссонанс в восприятие архитектурного ансамбля.
Различие оград двух погостов огромно. На их оформлении сказалось также наличие крупных финансовых возможностей у прихода в селе Анхимове и значительно более скромные возможности у прихожан Кижского погоста. Строго оформленная сквозная ограда Вытегорского погоста охватила весь комплекс зданий, предоставив возможность восприятия всех объектов от самого их основания («от пошвы»). В Кижах средств хватило лишь на установку центрального входа, охваченного высокой оградой из камней-валунов по всему периметру погоста. Надстроенная в 1959 году бревенчатая ограда, возвышаясь над каменной кладкой, скрыла восприятие кижского архитектурного комплекса от земли на довольно значительную высоту. Но, тем не менее, и в таком реконструированном виде она вошла в контакт с постройками погоста и воспринимается как органичное построение, хотя в момент ее воссоздания была подвергнута жесткой критике со стороны оппонентов, отрицательно воспринимавших это нововведение. Если представить, что на Кижском погосте вместо традиционной бревенчатой ограды, утвердившейся на каменной гряде (основании), появилась бы ограда, подобная ограде в Анхимове, то мы получили бы еще одно убедительное свидетельство непродуманного решения.
Перейдем к рассмотрению внутреннего убранства церквей. В 1873 году современники посетившие Покровскую церковь в Анхимове отмечали, что «… внутренность церкви далеко не соответствует наружному виду: все здесь как-то темно, серо и просто, исключая царские врата в Покровском алтаре, которые недавно сделаны в новом вкусе и ярко бросаются в глаза пред прочим иконостасом…здесь и вовсе нет особо устроенного иконостаса, а все иконы поставлены в 4 яруса на узких с краями полках… Стены в церкви до сих пор остаются необиты и простою бумагою и, потемнелые, они скорее навевают…тяжелую грусть… Местные прихожане в последнее время…пожертвовали в прошлом 1872 г. …6000 рублей на сооружение около храмов каменной ограды и на внутреннее украшение Покровской церкви. Сверх того, …300 или 400 рублей…на устройство иконостаса в Покровской церкви».020
Архитектор А. В. Ополовников писал: «Надежды духовенства и официальной прессы на обновление интерьера Покровской церкви действительно вскоре оправдались. Местный «меценат», купец 1-ой гильдии, почетный потомственный гражданин Лопарев А. на свои средства привел церковь и изнутри к «благолепному виду» в новом вкусе: стены ее получили тесовую обшивку, раскрашенную «под камень» и были покрыты живописью в духе издаваемых массовыми тиражами современных ярких натуралистических литографий на библейские сюжеты…». Сохранилась рекламная надпись на западной стене северного придела, в которой говорится: «Выполнена сия стенная живопись усердием Александра Федоровича Лопарева в 1898 году».021 Выражая сожаление о произведенных в интерьере Покровской Вытегорской церкви «благолепных поновлениях», А. В. Ополовников высоко оценил слитность трехъярусного тяблового иконостаса с живописью «неба» и всем внутренним пространством интерьера как «… единую величественную композицию исключительной художественной силы».022
В отличие от сохранившегося древнего иконостаса тяблового устройства в Покровской церкви Вытегорского погоста, иконостас Преображенской церкви во 2-ой половине XVIII века подвергся полной замене на пышное, резное узорочье, обильно покрытое позолотой. Иконостас был выполнен в стиле «барокко». Несоответствие обилия позолоты иконостасного оформления с тябловой росписью традиционного типа «неба» внесло резкий диссонанс в восприятие церковного интерьера, позднее также, по примеру интерьера Покровской церкви, обшитого тесом с покраской масляной краской. (Рис.).
Обшивке срубов тесом в 1865 году подверглась также и Покровская церковь, (главы этой церкви не были обиты железом). Внутренние стены церковного помещения время от времени подвергались от¨ске, покрытию шпалерами или устройству панелей. В 1903 году стены и потолки церкви были оштукатурены. В ходе реставрационных работ 1949 – 1959 годов штукатурка была удалена, но следы на стенах и потолке остались, обезобразив весь церковный интерьер.
Прослеживая изменения, происходившие на Кижском погосте под воздействием перемен, производимых с церковными погостами на Вытегорском погосте, можно констатировать следующее:
- Неоспоримо, что архитектурно-конструктивные особенности 22-х главой Преображенской церкви (1714 г.) в Кижах, были определены влиянием многоглавой деревянной Покровской церкви в селе Анхимово (1708 г.). На Кижском погосте был создан улучшенный вариант многоглавой церкви крестообразного типа, получившей название «круглая о 20-ти стенном окладе».
- Наличие финансовых возможностей при отсутствии художественного вкуса и такта, оказывало пагубное воздействие на сохранение архитектурных памятников. Это видно на примере памятников Вытегорского погоста в селе Анхимово, где зодчими была упущена возможность создания архитектурного ансамбля на основе многоглавой Покровской церкви.
- Ограниченность финансовых средств положительно сказалась на сохранении Кижского архитектурного ансамбля в своем первоначальном виде. Это разбудило творческий потенциал зодчих и привело к созданию уникального архитектурного комплекса.
- Влияние городской архитектуры на традиционное деревянное зодчество отрицательно сказалось на его самобытности и своеобразии. Требования времени разрушительно воздействовали на сохранность традиционных строений. Широко бытовавшие в XIX веке стремления к обновлению, «благолепному поновлению» старинных построек, производились в ущерб сохранению их первозданности.
- На примере истории памятников Кижского и (особенно) Вытегорского погостов прослеживается утрата потребности человека в бережном сохранении древней культурной традиции деревянного зодчества, стремления к чистоте первоисточника без позднейших переделок, перестроек, добавлений, исправлений, ведущих к частичной или полной утрате первоначального образа.
- Отсутствие природного вкуса, художественного такта и профессионализма, при наличии финансовых возможностей, не только представляют опасность для сохранения памятников прошлого времени, но также представляют угрозу для современной архитектуры, равно как и для всех других видов искусства.
Сноски
001 Писцовые книги Обонежской пятины 1496 и 1563 годов. Л.,1930. С.9.
002 Неволин К.А. О пятинах и погостах новгородских в XVI веке. // Записки Императорского Русского географического общества. С-Пб.,1853. Книжка VIII. С.175.
3 Писцовые книги 7136 - 7137 (1628 - 1629) годов. // Олонецкие губернские ведомости, 1848. № 5-6. С.8.
003
004 Ополовников А.В. Научный отчет об исследованиях памятника народного деревянного зодчества - бывшей Покровской церкви на Вытегорском погосте Вологодской области. 1956. / Вологда. ВСН РПМ. Архив. Инв.№500. В-9. С.10.
005 Книги московских приказов в фондах ЦГАДА. Опись 1495 - 1718. Москва, 1972. №1055. С.116.
006 Гущина В.А. Преображенская церковь Кижского архитектурного ансамбля (продолжение). Материалы к разделу II: "Покровская церковь Вытегорского погоста Олонецкой губернии - предшественница Преображенской церкви Кижского погоста. Петрозаводск, 1981. С.24 -27.
007 Спиридонов А., Ушинскас В. Археологическая разведка на территории музея-заповедника о. Кижи 24 - 25 июня 1980. / Библиотека музея "Кижи". Инв. № НРФ-743. С. 1.
008 Там же. С.2.
009 Там же. С.3.
010 Гущин Б.А., Гущина В.А. Дневник экспедиционной поездки для сбора полевых материалов и музейных коллекций. 1967. / Научный рукописный фонд музея "Кижи". III. Л.6.; Гущин Б., Гущина В. Первая экспедиция музея "Кижи" в Заонежье. // Заонежский сборник. Петрозаводск, 1992. С.29.
011 В документах наряду с фамилией "Ольхин" использованы варианты: "Олехов", "Алехов".
012 Выписка из Духовного завещания В.Е. Ольхина получена мною от Л.И. Капусты 10 января 1997 года (без выходных данных).
013 Голышев Н. Памятники деревянных церковных сооружений. Старинные деревянные храмы во Владимирской губернии. / Российская Академия художеств. Научная библиотека. Н-74. С-Пб., 1879. С.1.
014 Кижская церковь Петрозаводского уезда. Расходная книга за 1818 - 1824 г. / НГА РК. Ф.699. Оп.1. Д.1/4. Л.2.
015 Там же. Л.5.
016 Гущина В.А. Об уточнении датировки церкви Покрова Богородицы и колокольни Кижского архитектурного ансамбля // Кижский вестник № 6. Петрозаводск,2001. С.136-151.
017 Там же.
018 В 1978 г. в моей беседе с жителями села Анхимова и ближайшего к нему села Белоусово они вспоминали: "Мы ходили к нему, как к Ленину, и даже деньги платили за то, чтобы посмотреть на него в усыпальнице. Богатый, уж больно богатый был. К парадному крыльцу своего купеческого дома канал прорыл, а люди за лямки по канату тянули его корабль, подавая ему к крыльцу".
019 Гущина В.А. Ограда Кижского погоста. Петрозаводск, 2000. Рукопись / Архив музея-заповедника "Кижи".
020 Партанский С. Вытегорская Покровская церковь в Вытегорском погосте. (Краткий очерк) // Олонецкие губернские ведомости. 1873. №20. С.225.
021 Вытегорский погост. Тагажмозерский приход. // Там же. 1890. №16. С.165.
022 Ополовников А.В. Научный отчет об исследованиях памятника народного деревянного зодчества - бывшей Покровской церкви на Вытегорском погосте Вологодской области. Вологда, 1956. / Вологодская специализированная научно-реставрационная производственная мастерская (далее - ВСНРПМ). Архив. Инв.№500. В-9. С.5.