Сбор недоимок
, 1875 г. (Василий Пукирев): сочинение о картине
Василий Пукирев, выросший в крестьянской семье, не понаслышке знает о бедной жизни деревни и произволе чиновников и помещиков. Даже
несмотря на то, что ему, казалось бы, удалось вырваться из нищеты, в
конце концов, он так и остался художником одной картины
.
Его
Неравный брак
, показанный публике практически сразу после запрета
браков с большой разницей в возрасте, вызвал много шума и восхищений.
Но насколько сильна была реакция народа, настолько же быстро она и утихла.
Пукирев
пытался повторить свой успех, и даже возвращался к религиозной
тематике, с которой начинал в юности, но всё было тщетно – художник умер
в забвении.
Сам сюжет Сбора недоимок
не нов, ведь после отмены
крепостного права многие творцы использовали тематику тяжёлой жизни
крестьянства в своих работах, но от этого менее животрепещущим не
становится.
Примечательно, что полотно чётко разделено на две
части: доминирующим элементом правой являются чиновники, левой –
раздосадованная крестьянская семья.
Двум достаточно молодым
чиновникам нет дела до бед крестьян. Один, невзирая на мольбы женщины у
его ног и маленького ребёнка, с высоко поднятой головой декларирует о
необходимости изъятия коровы.
Мужчине позади него, поглощённому
чтением газеты, будто и вовсе нет дела до трагедии деревенской семьи,
разворачивающейся прямо перед его носом и по его же воле.
Рядом с ними, возможно, собрались соседи, гадающие, когда рука государства дотянется и до их двора...