Юбилейная экспозиция работ Василия Тропинина в Третьяковской галерее
Евграф КОНЧИН
Самый московский "Пушкин"
Пресс-показ выставки произведений Василия Андреевича Тропинина, посвященной 225-летию со дня его рождения, состоялся в нескольких залах Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, в которых была снята постоянная экспозиция - случай чрезвычайно редкий для галереи. Когда пришли журналисты, здесь вовсю кипела работа: рабочие "подправляли" уже развешенные картины, устанавливали стекла на витринах, что-то доделывали, достукивали, доустраивали. И вдруг все стихло, в залах пронеслось: "Пушкина принесли". Внесли портрет Пушкина кисти Тропинина и стали устанавливать его в приготовленное "красное" место на стене.
Уникальный момент: портрет Пушкина после волевого его перемещения в 1937 году из Третьяковской галереи в Ленинград, наконец-то вновь, к сожалению, всего на неделю, вернулся в свой родной город.
Безусловно, это полотно - центральное в тропининской экспозиции. Признанное художественное и иконографическое совершенство, величайшее достижение тропининской кисти, лучший, наиболее достоверный прижизненный портрет великого поэта.
Портрет знаменателен еще и тем, что его биография изобилует загадками, тайнами, в которых исследователи не могут разобраться до сих пор. История произведения - сюжет для детективной книги.
В.Тропинин. "Портрет А.С.Пушкина". 1827 г.
В.Тропинин. "Автопортрет"
Портрет Пушкина был написан Тропининым в начале 1827 года. Александр Сергеевич жил в то время на Арбате, на Собачьей площадке, в доме своего друга Сергея Соболевского. Пушкин ходил пешком с Арбата на Ленивку (сейчас - Волхонка), где жил и где размещалась мастерская академика Петербургской академии художеств Василия Андреевича Тропинина. В ту самую мастерскую с видом на Московский Кремль, которую изобразил сам художник в своем знаменитом "Автопортрете". Эта картина показана на выставке.
Появление портрета было встречено восторженно. В журнале "Московский телеграф", который издавался Николаем Погодиным, публикуется такая заметка: "...Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог совершенно схватить быстроту взгляда и живого выражения лица поэта. Впрочем, физиономия Пушкина столь определенная, выразительная, что всякий хороший живописец может схватить ее, вместе с тем и так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о ней истинное понятие... Портрет Пушкина, о котором мы говорим, будет отправлен в Петербург, для выставки в академии. Надеемся, что знатоки оценят превосходную работу...".
Но знатокам, чтобы его оценить, пришлось подождать... двадцать пять лет. Ибо картина на выставку в академию не попала - она была украдена и, казалось, исчезла безвозвратно.
Преступником, похитившим пушкинский портрет, оказался бедный художник Александр Смирнов. Во время переправки картины от Тропинина к Соболевскому, заказчику портрета, холст на какое-то время попал в руки Смирнову. И тот настолько был очарован и потрясен тропининской живописью, что пошел на преступление. Он скопировал портрет, отдал Соболевскому копию, а оригинал оставил себе. Сергей Александрович подмену заметил, возмутился и даже, как говорят, выбросил холст в окно. Но разбираться, как произошел обман, не стал - для этого он был слишком ленив, а вскоре уехал на длительное время за границу.
Лишь через двадцать пять лет, в середине 1850-х годов, когда не было уже в живых ни Пушкина, ни Соболевского, портрет поэта неожиданно попал в лавку известного московского менялы Гаврилы Волкова, который, кстати, жил и держал свою лавку на Ленивке, рядом с домом Тропинина. Он знал художника и хорошо понимал ценность его работ. Поэтому решил продать картину какому-нибудь именитому покупателю. Таким стал директор архива иностранных дел князь М.А.Оболенский. Для подтверждения достоверности портрета оба - Волков и Оболенский - пошли к Тропинину.
Василий Андреевич так рассказывал (в передаче своего знакомого, литератора Н.В.Берга) о встрече со своей картиной: "И тут-то я в первый раз увидел собственной моей кисти портрет Пушкина после пропажи и увидел его не без сильного волнения: он мне напомнил часы, которые я провел с глазу на глаз с великим нашим поэтом, напомнил мне мое молодое время, а между тем я чуть не плакал, видя, как портрет испорчен, как он растрескался и как пострадал, вероятно, валяясь где-нибудь в сыром чулане или сарае. Князь Оболенский просил меня подновить его, но я не согласился на это, говоря, что не смею трогать черты, наложенные с натуры и притом молодою рукою..."
В 1909 году совет Третьяковской галереи приобрел портрет Пушкина у наследников князя Оболенского. В 1937 году портрет был отправлен на Всесоюзную Пушкинскую выставку в Ленинград. А затем "высочайшим повелением" он остался там навсегда среди других экспонатов выставки, которые образовали новый Всесоюзный Музей А.С.Пушкина. В высшей степени несправедливое решение, ибо портрет создан в Москве знаменитым московским художником, отобразившим "московского" Пушкина.
Василий Андреевич Тропинин был самым "московским" художником XIX столетия. Более того, он стал основателем московской школы живописи. Но родился он в деревне Карпово Новгородской губернии, в семье крепостных крестьян графа Миниха. Вынужден был, как "движимая собственность" помещика, жить то на Украине, то в Петербурге, где посещал живописные классы Академии художеств. Лишь в 1823 году, в возрасте 43 лет, под сильным общественным давлением широко известный, признанный художник был наконец-то освобожден от крепостной зависимости. И сразу же избран академиком Академии художеств.
Тропинин переписал "всю Москву". От стареющих екатерининских вельмож до купечества и простонародья. Многие портреты стали выдающимися, хрестоматийными. Ныне они представлены в юбилейной экспозиции.
Здесь лишь один портрет не тропининский - это Пушкин кисти Ореста Кипренского. Установлен напротив тропининского, на таком же красном бархатном поле, и это "противостояние" составляет главную интригу, неожиданное и очень удачное решение всей экспозиции.
Орест Кипренский написал портрет Пушкина в том же 1827 году, только полугодом позже. По заказу друга поэта - А.А.Дельвига - в доме Д.Н.Шереметева на Фонтанке. Явно польщенный Александр Сергеевич откликнулся на создание своего живописного изображения стихотворением: "Любимец моды легкокрылой..." Этот портрет сына считал лучшим и отец поэта - С.Л.Пушкин.
Портрет несколько раз переходил из рук в руки, в 1916 году приобретается советом Третьяковской галереи. Ныне находится в ее постоянной экспозиции. Но при всех бесспорных выдающихся достоинствах он все же не может компенсировать потерю для Москвы тропининского портрета.
Очень верно подметил известный искусствовед Алексей Сидоров: "Между портретами Пушкина Тропинина и Кипренского - знаменательная противоположность. Интимный, "расстегнутый" Пушкин у Тропинина и Пушкин строго подтянутый у Кипренского; Москва и Санкт-Петербург; халат и сюртук; добрый "барин" у Тропинина и изысканный европеец у Кипренского; акцент на интимном реализме в одном случае и на шаблонизированном поэте-художнике в другом..."
Здесь Алексей Сидоров, истинный москвич, несколько строг к Кипренскому.
Сейчас представлена редчайшая, уникальнейшая возможность сопоставить образ Пушкина, воссозданный такими великими мастерами, как Тропинин и Кипренский. И уж нам решать, какой из них ближе, доступнее, понятнее нашему времени.
На выставке представлено более 50 живописных и графических работ Тропинина. Они пришли из собрания Третьяковской галереи, Музея В.А.Тропинина и московских художников его времени, Исторического музея, Научно-исследовательского музея РАХ, Всероссийского музея А.С.Пушкина.
Приходится только сожалеть, что главный московский дом Василия Андреевича Тропинина в Щетининском переулке закрыт на долгие реставрационные работы. Но часть лучших его экспонатов мы увидим на выставке в Третьяковской галерее.
Источник -
Отчего вы обозначили автором Евграфа Кончина?
Во - первых, написали по мотивам Кончина; во - вторых, приписали дополнительно от себя, тем самым ещё более (оригинальное название статьи Кончина в книге , 1978г.)
Если уж пускаете отсебятину, укажите её источник.