Пастельная бумага
Пастель - тоже весьма своеобразный вид живописи. Она с большим трудом впитывается в бумагу (но все же это происходит – именно поэтому красочный след от пастельного мелка или карандаша до конца не стирается с листа), поэтому бумага для нее обладает своеобразными свойствами. Прежде всего, она еще более фактурна, чем акварельная; это необходимо для того, чтобы красочный след мог зацепиться за поверхность попрочнее. Эта бумага тоже довольно плотная, так как при рисовании мелками на бумагу очень сильно нажимают, и, если она будет мягкой, - непременно порвется или помнется. Но и очень плотной ей быть не стоит, так как, повторюсь, этот вид красочных материалов с трудом впитывается в поверхность. Для поддержания баланса между плотностью и мягкостью в этот вид бумаги так же добавляют хлопок. Он одновременно и впитывает лучше чистоцеллюлозных сортов бумаги, и, благодаря упругости, не дает бумаге рваться и сминаться при сильно нажиме.
Вообще, этот вид бумаги довольно трудоемкий в изготовлении, ведь помимо проблем с поддержанием баланса плотности-упругости, ее необходимо красить. Техника пастели, как правило, не предусматривает полного закрашивания листа, в качестве фона должен работать цвет бумаги. Именно поэтому ведущие фирмы-производители выпускают большой ассортимент бумаги по цветам. Трудность окрашивания состоит в том, что краситель должен добавляться в массу; при этом он не должен изменять изначальных свойств бумаги, быть однородным, не выцветать со временем и не меняться от партии к партии. Всего этого достичь достаточно сложно, поэтому пастельная бумага довольно дорогая. К тому же, в России ее на данный момент никто не производит (по крайней мере, в промышленных масштабах), поэтому все, что продается на нашем арт-рынке – привозное, что дополнительно отражается на цене.