Получение и нанесение прориси
Перед нами предстает ровная, белая поверхность загрунтованной доски, готовая принять в себя воплотившиеся в красках образы духовного мира. Мира невидимого и непостижимого для нас, но такого же реального как и мир физический. И если описанное ранее является только описанием технологического процесса, то теперь наступило время собственно написания иконы. Перед началом этой ответственной работы необходимо хотя бы кратко остановиться на основных принципах иконописи, что в дальнейшем поможет избежать многих ошибок.
С давних времен иконопись отождествлялась с живописью. Это ошибочное мнение объяснялось сходством техники и используемых материалов, но можно с уверенностью сказать что именно этим сходство и исчерпывается. В последнее время появляется достаточно много икон написанных в реалистической манере. Многие выдающиеся живописцы обращались к библейским темам и создали много произведений иллюстрирующих Священное Писание, но иконами эти произведения назвать нельзя. Мне могут возразить, что есть иконы написанные в реалистической манере и прославленные чудотворениями. Да, это так. Более того, в католичестве есть мироточивые статуи, а как известно, изваяния в храмах были запрещены 6 Вселенским собором. Ответ здесь прост. " Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит…" (Ин 3. 8). Что же касается иконописи, то рассуждая о иконописных, живописных изображениях и религиозной живописи необходимо прежде всего рассмотреть их назначение.
Живопись (мы говорим о реалистической живописи) воздействует на душевную, чувственную сферу человека. Восприятие живописных образов происходит посредством ассоциативного мышления и ставит целью создать у зрителя иллюзию присутствия, слияния сознания с образом. Воздействуя на чувственную сферу реалистические образы умело управляют человеком вызывая у него множество чувств, эмоций и переживаний, иногда довольно реалистичных. Следует отдать должное мастерам живописи. В воздействии на чувства человека посредством своих полотен они достигли значительных успехов. Примером этого может служить история происшедшая на одной из выставок проходивших в нашем городе. Высокопоставленный городской чиновник возмутился увидев на одном из натюрмортов капли воды. Обещая своим коллегам наказать обслуживающий персонал выставки, он попытался стереть эти капли рукавом, но у него ничего не получилось, так как капли были нарисованы.
Хотя реалистическая живопись и достигла значительных успехов, но замена ею канонических икон недопустима, так как икона имеет совсем другое назначение. Икона должна способствовать молитве, а молитве чужды какие либо чувства, переживания и эмоции. Вот что пишет об этом прп. Никодим Святогорец :
"Ты, верно, слыхал такие слова: словесная молитва, мысленная молитва, сердечная молитва; слышал притом, может, и рассуждения о каждой из них особо. Отчего происходит такое разложение молитвы на ее части? Оттого, что по нашей оплошности бывает, что иной раз язык произносит святые слова молитвы, а ум блуждает невесть где или и ум понимает слова молитвы, а сердце не отзывается на них чувством. В первом случае молитва бывает только словесная и совсем не есть молитва, во втором - с словесной соединяется и молитва мысленная, и это есть молитва несовершенная, неполная. Полная и настоящая молитва есть, когда с словом молитвенным и молитвенною мыслью сочетавается и молитвенное чувство".
В молитве необходимо единство молитвенного слова, мысли и чувства. Притом нужно особо указать, чувства молитвенного. Реалистическая икона (фактически, это та же картина) с ее естественными формами рассеивает внимание и направляет его по ложному пути, как и пишет прп. Никодим "а ум блуждает невесть где". Ум не сосредоточен на словах молитвы, а пребывает в созерцании красоты и совершенства живописного образа, а потому и чувства являются не отзвуком молитвы, а плодом блуждания ума. Реалистическое изображение никогда не сможет заменить икону. То что призвано возгревать чувства не сможет их усмирять. Всем известно, что молитвенный труд - труд тяжкий. Очень нелегко связать воедино слово, мысль и чувство. И еще труднее это сделать когда враг этому препятствует, внушая молящемуся различные мысли и образы, рассеивая его внимание. В данном случае каноническая икона окажет неоценимую помощь. В ней все располагает к молитве.