admin

Санкирение. Первое, второе и третье вохрение и обработка личного

Рассмотрев подробно все действия - начиная со знамения до раскрытия и обработки доличного, - нельзя не обратить внимания на изумительную продуманность, целесообразность и последовательность приемов написания иконы. Действительно, все здесь предусмотрено и подготовлено к тому, чтобы, выполнив второстепенное доличное, перейти к главному, к "личному".

Начав с доличного, мастер-иконописец сразу же разрешает задачу колорита, давая всем частям иконы движение и проявляя заботу о равновесии красочных соотношений. Обработав все поверхности доличного, он как бы отыскивает и предопределяет колорит личного.

Выбрав цвет основной краски, называемой "санкир", мастер раскрывает им все поверхности личного ("санкирить"). Нужно заметить, что цвет "санкира" на образцовых древних иконах весьма разнообразен: он может быть более или менее темным или светлым и иметь тон более или менее холодный, приближающийся к зелено-оливковому, или быть ближе к теплому - охряно-коричиевому тону. (Если волосы па голове не покрыты, то они покрываются санкиром вместе со всем личным.)

Наконец, производится опись и роспись личного, тонкими линиями, особой краской, называемой "экзедрой" - смесь какой-либо из красных красок с черной. Притенение тайных мест делается так же, как и в доличном, - темной краской, именуемой "дичь". Иногда притенение не делается, и в таком случае на местах самой глубокой тени оставляют санкир нетронутым. Иногда же притененпе личного делается после первой или второй вохры.

Далее приступают к высветлению личного - "вохрению".

Из изложенного видно, что принцип построения (лепки, карнации) личного ничем не отличается от доличного, ибо обработка та же: от темного, основного тона к светлому.

Высветление личного, или "вохрение", делается разнообразными способами. Следует также отметить, что в крупных иконах обработка личного производится тщательнейшим образом и по всем правилам вохрения. В малых же иконах число вохр сокращалось и вохрение делалось менее тщательно.

Недостаток в писании личного, проявленный отсутствием плавности перехода от тени к свету и наличием резких границ между вохрением и санкиром, назывался "костоватостью" К сожалению, ясного толкового объяснения приемов вохрения в старинных описаниях не существует. Для примера приведем выписку из Подлинника Погодина - как писать лица у икон. "Санкир делать: вохра с чернилами. Первая вохра: составить на лица - положь белил, положь киновари, троху (немного) черлени скопской (псковской) положь и смешай вместе. Те же вохры в другом вохрить, положь в нее посветлее и клади по саживным местам и тень вместе... А дичь составь: положь вохры второй, положь белил, положь чернил троху малую и смешай вместе и заличай на щеке, и на виске, и возле носка, и под губкой и позади шейку истеневать - вместе с вохрами... А подрумянку в лице делать: положь личной вохры первой, и в вохру положь черленцы и подрумянь щеку у носка и носок, устне и бородку и шейку и стеневай с вохрами и личными вместе... И в третью вохру личную составь также посветлей всех вохр, а белилами оживить в лобке и на переносью, посредь носка и на конце, возле глаз и над устнем, и у губки и бородку, а шейку подживи охрою и управь подрумянки, и совсем стеневай на третью вохру... ".

При таком, действительно беспорядочном изложении начинающий иконописец не в состоянии разобраться в сущности приема, чтобы применять его на практике.

Следует вообще сказать, что изложить словами сложные приемы вохрения, без наглядного показа, довольно трудно.

Существует четыре разных приема вохрения, применяемых иконописцами и поныне: 1) "плавью", 2) "отборкой", 3) "наливом" (в приплеск) и 4) комбинированным приемом, то есть наливом и затем отборкой.

"Плавь". Приготовив в достаточном количестве разведенные краски - санкир, вохры, первую, вторую и третью, а также и промежуточные тона между указанными красками, иконописец, поддерживая высветляемый участок иконы в мокром состоянии, вводит (плавит) постепенно сочными ударами все более и более светлую краску, преследуя равномерность перехода от тени к свету и сокращая площадь высветления. Этот прием, при умелом выполнении, дает отличный, ровный переход от тона к тону и изумительную прозрачность красок, но он самый трудный, так как требует большого знания и опыта.

"Отборка". Этот прием "в сухую", он много проще и доступнее. Приготовляются те же краски, что и для плави. Но здесь постепенность переходов высветления достигается путем штриховой тушевки (как делается тушевка карандашом в клеточку, сетью) тонкой кистью и достаточно сухо, причем длина штриха зависит от желания мастера и от размера ликов. Этим приемом легче добиться ровных переходов тонов.

"Приплеск". Прием подобен таковому же в доличном. Кроме красок - вохры первой, второй и третьей, разведенных очень жидко, - приготовляется еще эмульсия, обильно разбавленная водою.

Вохрение производится сочно напитанной кистью, наливом, начиная с самого выпуклого места, распространяя первую вохру равномерно по всему участку и сводя на нет при помощи вводимой в краску разжиженной водою эмульсии.

Просушив первую вохру, повторяют тот же прием со второй вохрой, но сократив площадь высветления, и, наконец, третьей вохрой - снова сократив площадь, и опять, по высушке, второй вохры.

Этот способ также дает хорошие результаты, но он довольно труден в исполнении.

Для более легкого подхода существует четвертый прием.

"Комбинированный прием вохрения". Приготовляются все нужные для вохрения краски: санкир, первая, вторая и третья вохры и все промежуточные тона. По сухому санкиру делается первое вохрение на всех высветляемых участках личного в приплеск. Дается время для нужной просушки и делается отборка всеми тонами, участвующими в первом вохрении. Дается время для сушки и делается второе вохрение в приплеск. Снова отборка и сушка, и приступают к третьему вохрению тем же приемом. Отборкой в комбинированном способе исправляются все те неровности, которые обнаружатся после просушки приплеска.

Должно упомянуть, что перед вохрением, каким бы приемом оно ни производилось, иногда для большей уверенности в наложении высветляющих красок иконописцами делалась предварительная наметка, называемая "насечкой". Это тонкие штрихи белой краской (немного с охрой), которыми намечались места наибольшей сосредоточенности света (в морщинах, надбровьях, надглазниках, подбородке и т. д.).

Окончательный световой удар при четырех вышеописанных приемах вохрения, как уже было сказано, наносится несколькими штрихами тонкой кистью либо чистыми белилами, либо белилами с вохрой ("оживка"). Силу и выражение этих "оживок" очень важно внимательно изучить по хорошим образцам древней иконописи.

Если нужно подрумянить лики, то подрумянка вводится либо во время первого вохрения, либо после него. Подрумянка составляется из первой вохры с прибавлением к ней или "червлени", или киновари. Нужно помнить, что злоупотребление подрумянкой опасно в смысле нарушения традиционного иконного вкуса.

Нередко начинающему иконописцу бывает весьма трудно довести обработку личного до конца, не потеряв единства колорита вследствие свойства яичной темперы изменять свой цвет после высыхания.

Для проверки общего колорита личного можно рекомендовать следующий прием: иконописец покрывает после тщательной просушки все площади личного, сочно, но весьма осторожно, эмульсией, обильно разбавленной водой. Ошибки вохрения тотчас же проявят себя на всех смоченных поверхностях личного. Поправив их таким же способом вохрения, повторяют описанный прием для новой проверки.

Покончив с вохрением, вырисовывают глаза, брови, губы, приплескивается (если не был сделан во время вохрения) румянец и разделываются волосы и борода. Глаза тонко обрисовываются "экзедрой", а белки либо оставляются санкирными, либо проходятся легким тоном "рефтью" (белила с чернилами). Зрачок заливается какой-либо из красок коричневого тона (экзедра, жженая сиена, багор и др.), с высветлением к центру, а ирис зрачка всегда наносится чистыми чернилами. С той и другой стороны зрачка, штрихами или в приплеск, обозначается единственный в глазу блик ("оживка").

Брови рисуются сплошной, сходящей на нет полосой цвета волос, на которой тонкими, двумя-тремя штрихами чернилами наносятся линии по всей брови. Губы приплескиваются краской цвета подрумянки и обрисовываются экзедрой.

Окончательно все описи и росписи личного дублируются экзедрой.

Относительно волос и росписи личного - они приплескиваются цветом и рисунком согласно указаниям об изображаемом святом лицевого Подлинника. Цвет [волос] - "подобие" - может указываться следующими выражениями: рус, светло-рус, сед, надсед, черен. По рисунку волосы могут быть: короткие, длинные, кудреватые, округленные, густые или терховатые, растрепанные или космочками.

Борода по цвету та же, что и волосы, по рисунку же указана: с космочками, разделена надвое, космочками.

Разделка волос и бороды делается, как сказано выше, либо по санкиру, либо по особому тону "подплески". Каждая прядь, отделенная друг от друга линией росписи, окантовывается по краям двумя линиями более светлого тона, которые между собою, посередине пряди, заливаются такой же разжиженной краской в приплеск. Затем по окантовывающим пряди светлым линиям наносятся, значительно более светлым тоном, ударные световые блики. Иногда волосы и борода делаются не прядями, а волос к волосу. В таком случае каждый волос рисуется темной краской отдельно, а между ними прокладываются линии высветления.

Еще следует заметить, что бороды Христа Спасителя и Иоанна Предтечи никогда не высветляются прядями.

Разделка седых прядей делается или рефтью, или санкиром с белилами в один или два тона.

Реже встречаются иконы Иисуса Христа и ангелов, на которых разделка волос сделана при помощи штрихового золота.

  • спасибо

    Гость