admin

Древесина для доски иконы

Оптимальной породой дерева используемой для иконных досок является кипарис.

Существует несколько видов кипарисов. Обыкновенный, болотный и кипарис Левзона. Кипарис обыкновенный порода заболонная, остальные ядровые. Имеет желтовато-розового цвета древесину с характерным приятным запахом. Структура плотная, однородная, без смоляных ходов. К достоинствам кипариса следует отнести устойчивость к короблению, воздействию атмосферных изменений (температура, влажность). Устойчив к поражению точильщиками, что объясняется наличием в древесине кипариса ароматических смол, отпугивающих насекомых. Недостатком кипариса является большое количество сучков обычно имеющихся в его древесине.

Из сортов древесины произрастающей в условиях умеренного климата лучшей по своим качествам является липа. Древесина липы однородная, мягкая, обладает малой плотностью и, следовательно, весом, что в иконописи немаловажно так как написание иконы требует горизонтального положения доски и во время работы ее приходится часто поворачивать. Помимо всего прочего липа очень легка в обработке имеет мало сучков, мало подвержена короблению и идеально подходит для икон с резными украшениями, так как является лучшим материалом для резьбы по дереву. К недостаткам липы следует отнести ее слабую устойчивость к поражению точильщиками. Иногда встречаются иконные доски из липы с наклеенными на тыльную сторону тонкими дощечками из кипариса, а также доски обработанные различными составами, отпугивающими насекомых.

В некоторых западноевропейских рукописях 17 века описаны составы для обработки досок с целью их защиты от поражения насекомыми вредителями. Такие составы в основном содержат чесночный сок. Иногда встречаются иконные доски с тыльной стороной имеющей темно коричневый или черный цвет. Предполагают что это следы обработки доски данными составами, кроме того, вполне возможно что коричневый цвет следы пропитки олифой, что также дает некоторую защиту от точильщиков и атмосферной влаги. Уже с 1 века было известно что древесина некоторых деревьев не поражается точильщиками из за наличия в ней различных ароматических веществ, отпугивающих насекомых. Именно таким сортам древесины и отдавалось предпочтение. В более позднее время тыльную сторону икон часто покрывали масляной краской, что помимо некоторой защиты от точильщиков, предохраняло доску от коробления, предотвращая ее одностороннее усыхание. Однако данный способ защиты от коробления не является стопроцентно эффективным.

Возвращаясь к описанию выбора материала для иконной доски стоит заметить, что два описанные выше сорта древесины, хотя и являются идеальными для использования в иконописи используются не очень часто, так как кипарис малодоступен, а липа относительно дорогостояща. Поэтому для иконных досок используются в основном малоценные породы древесины.

Тополь: ядровая порода. Заболонь белого цвета, ядро светло-бурое, годичные слои видны во всех срезах. Древесина мягкая, легкая, мало растрескивается при сушке. По свойствам, древесина тополя похожа на липу, но является излишне мягкой, что делает ее малоустойчивой к ударам, после которых остаются вмятины. Без учета мягкости, можно утверждать, что тополь практически не уступает древесине липы и может быть с успехом использован как материал для иконных досок.

Ольха: заболонная порода. Иногда имеет ложное ядро. Цвет в свежесрубленном состоянии белый, на воздухе темнеет (краснеет) и становится желтовато-красным. Годичные кольца малозаметны, сердцевинные лучи невооруженным глазом не видны, на поперечном срезе выявляются в виде светлых, радиальных линий. Древесина мягкая, легкая, мало коробится, очень стойка к влажности.
Клен: заболонная порода. Имеет белую древесину. Однородная с мелкими блестками, или с характерной рябоватостью и шелковистым блеском. По качествам близок к ольхе, но более твердый.

Ясень: ядровая порода. Ядро светло-бурое, постепенно переходит в широкую желтовато-белую заболонь. Имеет плотную древесину. Как материал для иконной доски малопригоден, так как при высыхании дает трещины.

Дуб: обладает многими хорошими качествами. Относительно использования древесины дуба для иконных досок имеются различные мнения. Некоторые источники указывают на непригодность дуба, как основы для икон. Такое мнение основывается на том, что древесина дуба имеет особую структуру, из за чего способна трескаться под слоем грунта, вызывая его разрушение. Другие источники об этом не упоминают и рекомендуют дуб для использования в иконописи ссылаясь на его прочность. Чем вызваны такие разногласия неизвестно, однако дубовые доски все же используются. Так, автору этих строк неоднократно приходилось видеть иконы выполненные на дубовых досках в Киево-Печерской лавре. Иконы были написаны примерно 100-120 лет назад, однако каких либо дефектов связанных с используемой древесиной не имелось.

Древесина дуба благодаря своей прочности идеально подходит для использования в качестве шпонок и деревянных штырей, которые применяются в качестве элементов крепления для иконных досок.

Осина: отличается мягкость, однородностью структуры, устойчива к точильщикам. Может быть применена для иконной доски, но очень часто имеет дупла и гнили внутри ствола, что может вызвать затруднения при изготовлении доски необходимого размера.

Береза: заболонная порода. Имеет однородное мелкоструктурное строение. Из-за рыхлости малопригодна для иконной доски, хотя и используется, кроме того, реагирует на изменения температуры и влажности, что приводит к короблению в больших массах древесины. К гнилям и вредителям малоустойчива.

Пихта: безъядровая порода. Имеет самую мягкую и легкую из хвойных пород древесину. Не имеет смоляных ходов.

Лиственница: ядровая порода. Имеет ярко выраженное большое темное ядро. Во многом сходна с сосной (см. ниже), стойка к гнилям, имеет исключительную морозостойкость.

Сосна и ель: различные внешне, трудноразличимы в виде древесины.

Ель: безъядровая порода. Спелодревесная, имеет смоляные ходы, но малосмолиста. Древесина однородная, белого цвета с легким желто-розовым оттенком, мягкая, легкая.

Сосна: ядровая порода. Со смоляными ходами. Заболонь желто-белого цвета, годичные слои четкие на всех срезах с резким переходом от ранних светлых к поздним темным.

Сосна, ель и лиственница одни из наиболее часто используемых в иконописи сортов древесины из-за их доступности и дешевизны. Однако, используя эти породы древесины необходимо учесть, что имеющиеся в них смоляные ходы, при повышении температуры выделяют находящиеся в них смолы, которые способны проступать на поверхности доски, иногда даже сквозь живопись. Такой дефект практически неустраним.

  • Скажите пожалуйста, может ли быть доска из красного дерева? Если нет, то почему?

    Гость Большакова светлана
  • Ограничений по сортам древесины вроде нет, просто обычно используется то, что чаще встречается. Где у нас красное дерево взять?

    admin
  • Скажите, может ли выделяться смола более чем через сто лет после написания иконы?

    Гость Елена
  • теоретически, да, хотя это редкость

    admin
  • Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, какую древесину лучше всего брать для изготовления шпонок; и как соотносится с древесиной доски (для иконы)? Спасибо.

    Гость Ольга
  • Для шпонок лучше всего дуб.

    admin
  • вадим. Скажите, что за порода дерева, цвет светлый, а доска очень тяжелая для своего размера. С ув.

    Гость
  • Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, рукописная икона из кипариса, золото и гессо. Заказ из-за рубежа, купил в состоянии "новая". Недешевая по цене. На иконе с задней стороны есть трещина, идущая по всей высоте, толщиной 3-4 мм с дальнейшим сужением. Шпонки однородного дерева, на клею с тонкими гвоздями. Иконописец-продавец уверяет, что трещина не является проблемой, что дерево имеет трещины и это естественно. Я опасаюсь за то, что деффект проявится со временем на лицевой части иконы. Как мне быть посоветуйте пожалуйста, вернуть обратно???

    Гость Виталий
  • Гость Виталий
  • Гость Виталий
  • По идее, на лицо не должно перейти, небольшая трещина, плотность древесины не даст. Но лучше к реставраторам ещё с ней зайти, чтобы дерево прощупали и всё посмотрели точнее.

    admin
  • Да, конечно лучше смотреть икону воочию. Но все же... вот лицевая часть, надеюсь сможете прокомментировать. Заранее благодарю...

    Гость Виталий
  • Гость Виталий
  • Гость Виталий
  • Внешние признаки - это полдела, даже меньше, нужно древесину смотреть. Лучше всего к антикварам с ней пойти и попробовать узнать, за сколько они готовы её купить, сравнить с ценой, что вы сами заплатили.

    admin
  • Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, икона имеет поперечные шпонки на задней стенке для предотвращения деформации древесины и т. д. Вопрос в том, есть ли опасность крепления их на саморезы? (обычно их врезают или клеят).

    Гость
  • Ну вообще на саморезы не очень хорошо, доска может плохо отреагировать со временем.

    admin
  • а подскажите пождалуйста вот мне иконка от бабушки досталась очень старая божая матерь выдавлена думала что кожанная но по моему это мягкое дерево ... может такое быть?

    Гость
  • Да, вполне!

    admin
  • Подскажите пожалуйста, где можно приобрести дерево для изготовления иконы. Я так понимаю, обычные пиломатериалы не подойдут? Т. к. высушивание правильное и откуда дерево, если болотистые места, то возможно плохое хранение в дальнейшем? Или все-таки, обычное приобретение доски, а затем судя по материалу смотрим какие действия необходимы, оставить или сразу работать.
    извините, если вопросы глупы.

    Гость Елена
  • Проще купить готовую, потому что из своих материалов делать сложно. Их сушат несколько лет, сырая древесина не годится.

    admin
  • Подскажите пожалуйста, у иконы, в процессе доставки помялись углы и стал виден левкас. Что можно сделать с этими деффектами?
    Как и чем выровнить и восстановить внешний вид? С уважением.

    Гость Егор
  • Гость Егор
  • 👽👀👀

    Гость
  • Елена, есть вк. группа иконописцы продают доки уже левкасом. так же можно заказать доставку в другой город.

    Гость ирина
  • Егор, это только реставратор может исправить.

    Гость ирина
  • Доска из тополя пролежала 2 месяца с левкасом, и шпонки из дуба стали выступать за края на 2-3мм. Судя по этому доска усохла, но на левкас это никак не повлияло. Возможны ли дальнейшие повреждения после написания иконы?

    Гость Игорь
  • Доброго здоровья! Подскажите, пожалуйста, можно ли ли писать иконы на мореном дубе, который пролежал в земле очень несколько сот лет?

    Гость Светлана
  • Лучше сначала снести в иконописную мастерскую доску проверить посмотреть.

    Гость
  • Здравствуйте! Можно ли для мелкой реставрации деревянного иконостас использовать осину?

    Гость Елена
  • Спросите в иконописной мастерской, чтобы посмотрели

    Гость
  • Здравствуйте.
    Какая толщина доски из липы нужна для иконы размером 500×700 мм ?

    Гость Игорь
  • Подходит ли акация для иконописи?

    Гость Наталья