Природные минеральные пигменты — это обладающие особой совокупностью красящих свойств минералы, используемые в станковой живописи, а особенно - в технике иконописи и фрески, в качестве основы для изготовления красок, после их растирания с последующим разведением полученных цветных порошков в эмульсии — приготовленной по специальному рецепту жидкости из разведённого яичного желтка или (реже) на основе, приготовленной из других природных органических связующих субстанций.
В создании иконы помогают огонь, вода, земля и воздух.
Лазурит - редкий голубой минерал. Это был очень дорогой материал, почти такой же дорогой, как золото!
Лазурит не был так важен для средневековых художников, как азурит, возможно, из-за его цены или из-за долгого процесса, чтобы отделить лазурит от его примесей. Методы извлечения пигмента из лазурита были разработаны за пределами Европы, и пигмент импортировали готовым, пока мастера в Европе не научились делать краску из камня самостоятельно.
Краски эти не содержат в своем составе элементов красной киновари, а представляют собой составные краски, различным образом приготовленные. Для приготовления этих зеленых красок смешивают парижскую и берлинскую лазури с желтыми хромами, кадмиями, цинковой желтой и стронциевой желтой. Смесь берлинской лазури и цинковой желтой называется также цинковой зеленью. Прочность зеленой киновари зависит от прочности красок, составляющих ее.
Каждый из способов живописи нуждается в красках, наиболее отвечающих его связующему веществу. Так обстоит дело, конечно, и с масляной живописью. Имеются краски, как бы созданные для нее. Таковы в большинстве краски, которые входят в химическое соединение с маслом, так как они увеличивают прочность масляной живописи.
При обилии разнообразных красочных материалов в наше время художнику следует быть очень осторожным в выборе красок для живописи и по возможности ограничивать свой подбор красок небольшим числом их.
Из белых красок здесь уместны свинцовые и цинковые белила. Свинцовые белила в масляной живописи являются становым хребтом масляной живописи. Белила эти как бы созданы для нее. Цинковые белила, напротив, больше пригодны для водяных красок (темперы и др.), но ввиду хорошей цветостойкости они на месте также и здесь. Самое лучшее применение их в смешении со свинцовыми белилами в пропорции 2:1 и 1:1.
По покрытии всех площадей иконы золотом, тщательной просушке и удалении излишков золота иконописец приступает к очередному действию, к "раскрытию иконы".
Этот прием, находящийся в ряду строго последовательных действий всего хода написания иконы, состоит в однотонном заполнении всех площадей соответствующими композиции красками. Но прежде чем объяснить, как это совершается, необходимо хотя бы кратко изложить общие понятия о весьма сложном вопросе, касающемся состава и применения красок.
Гибель многих музейных величайших произведений живописного искусства заставила художников, ценителей и хранителей художественных собраний обратить серьезное внимание на техническую и химическую стороны живописи.
Изучение материалов и самих образцов художественного творчества привело к выводу, что материалы, употребляемые для живописи, не только должны быть прочны и устойчивы, но, кроме того, находиться в целесообразном соответствии между собою.
Цинковые белила – это качественный пигмент? Когда-то прочитала у Винера (книга по технологии масляной живописи) в разделе о пигментах, что по многим параметрам цинковые белила сильно проигрывают всем остальным, причем вплоть до полной непригодности. Наши иконописцы используют в основном свинцовые, реже титановые белила. Сейчас я полностью перешла на титановые, хотя в этом есть масса неудобств: они слишком плотные и выбеливают цвет, но стараюсь вообще поменьше их использовать, буквально в микродозах добавляя в пигменты только для того чтобы цвет не проваливался в черноту. Но у них есть и преимущества – они не исчезают со временем, икона не тускнеет. Свинцовые белила мне кажутся слишком прозрачными и ведут себя как-то не стабильно под олифой и так же, как аурипигмент со временем исчезают. Это пришлось пронаблюдать на своих иконах, которым уже лет 15 – увы, лики постепенно темнеют.
Относительно прориси. Я предпочитаю делать предварительный рисунок, т.е. ищу пропорции, линии складок, основные черты ликов на бумаге, чтобы не загрязнять и не размазывать левкас. Особенно если это многофигурные композиции, например праздники. Когда писала праздничный ряд для Петро-Павловского собора, пришлось менять формат икон – из традиционных вертикальных (брала за основу лучшие древние образцы, часто наполовину утраченные) в почти квадратные. Тут пришлось довольно много поработать. Или, когда сама разрабатываю иконографию – тоже без предварительного рисунка не обойдешься.
Считаю, что пока не достигла такого мастерства (а может тут дело и в характере), чтобы сразу на левкасе все делать. Некоторые думают, что такой метод, которым пользуюсь я – зажимает, сковывает, ограничивает, не дает возможности что-то изменить в процессе работы.
Смесь туши или слоновой кости с берлинской лазурью, иногда с индиго.
Применяется только в акварели.
Chromgruene, Zinkgruene, Zinnobergruene.
Краски эти не содержат в своем составе элементов красной киновари, а представляют собой составные краски, различным образом приготовленные. Для приготовления этих зеленых красок смешивают парижскую и берлинскую лазури с желтыми хромами, кадмиями, цинковой желтой и стронциевой желтой. Смесь берлинской лазури и цинковой желтой называется также цинковой зеленью. Прочность зеленой киновари зависит от прочности красок, составляющих ее.
В состав красок охрения входят одни охры: светлая красная, и только в конце добавляется немного белил. Отсюда и название этого процесса — охрение. Техника наложения охрения распадается на несколько последовательных этапов.
1. К светлой охре добавляется красная, эта смесь разводится приготовленным желтком до состояния очень жидких сливок. Если санкирь «в зелень», охры красной добавляется столько же, сколько берется светлой, — так, чтобы вся смесь имела достаточно розовый тон. Если санкирь «в красноту», красной охры надо брать немного, иначе плавь на теплом санкире не выявится. Перед накладыванием охрения берем на заметку самые выпуклые места на руках, ногах и ликах и кисточкой, напоенной краской, наносим взятый тон, захватывая высветляемое место не полностью, а в половину (или 2/3), подле самых светлых точек.
Металл хром в различных его соединениях дает многочисленный ряд красок, которые принадлежат к краскам позднейшего времени.
Окись хрома — вещество зеленого цвета — была открыта в 1793 г. Никаких указаний на то, когда этот материал стал применяться в живописи, к сожалению, не имеется. В 1838 г. было получено новое соединение хрома — водная окисъ хрома, которая была вскоре использована в виде краски — изумрудной зелени. Позднее для той же цели были предложены фосфор-нохромовые соединения.
Металл кадмий, как известно, близок по своим свойствам цинку и находится совместно с ним в цинковой руде. В чистом виде он получен в 1817 г. Сернистые соединения кадмия находятся в природе в виде минерала гренокита. По химическому составу он тождествен с кадмиевыми красками, которыми пользуются живописцы. Гренокит имеет различные оттенки — от желтого до оранжевого, но так редок, что никакого практического применения иметь не может. Сернистые соединения кадмия получены искусственным путем Меландри в 1829 г., после чего и началось применение желтых и оранжевых кадмиевых красок в живописи.
Все кадмиевые краски содержат в своем составе сернистый кадмий, отличаются красотой и интенсивностью цвета, прочны, за исключением лимонно-желтых оттенков, и пригодны во всех почти способах живописи. Лучшее применение их, однакоже, — масляная живопись, для которой они и предназначались изобретателем; обладают способностью хорошо крыть и не ядовиты.
КИНОВАРЬ КРАСНАЯ (красная кристаллическая киноварь), минерал класса сульфидов, а также одна из знаменитейших красок в прошлом, известная с 3000 г. до Р.Х. Киноварь красная на протяжении веков была одной из самых важных красных красок. Об использовании природной киновари в живописи упоминает древнегреческий естествоиспытатель и философ Теофраст. У греков киноварь имела название «милое» (millos), у римлян - «миний» (minium). Плиний сообщает, что в его время некоторые путали «ци-нобер» (cinnabaris). Но цинобер - слово индийского происхождения (индийская киноварь), относящееся к драконовой крови.
Название киновари наиболее часто происходит от места её добычи или производства. В XIX веке натуральная киноварь привозилась в Россию из Испании (Альмаден), Югославии, Австрии, Калифорнии (Нью-Альмаден), Китая и Японии. Её привозили в кусках или размолотой. Лучшей размолотой киноварью была китайская. Эта киноварь была известна в Китае с доисторических времён и отличалась глубоким тёмно-красным цветом.
Эту группу красок составляют все разновидности натурального и искусственного ультрамарина — краски, родственные в химическом отношении друг другу.
Красящее начало ультрамарина до сих пор окончательно не определено. Полагают, что оно является серой, которая находится в ультрамарине в коллоидальном состоянии. Этим и объясняется насыщенность цвета ультрамарина, который в этом отношении похож на парижскую лазурь, представляющую коллоидальное вещество.
Анализы натурального ультрамарина, лучшего представителя этой группы, дали следующий результат. На 100 ч. краски ультрамарин содержит: кремнезема — 45,5 ч., извести — 3,52 ч., глинозема — 31,76 ч., натра — 9,09 ч., серного ангидрида — 5,89 ч., серы — 0,95 ч., железа — 0,86 ч., воды — 0,42 ч., углекислоты— 0,12 ч. Искусственный ультрамарин близок по составу натуральному.
Чистыми пигментами писать нельзя, они слишком открытые и яркие, но очень хорошо получается, когда совсем немножко этого яркого цвета добавляешь в тусклый (не высшего качества) азурит, например. Или если взять как основу глауконит (серовато-зеленая земля) и туда подмешать чуточку яркого кобальта – будет сложный натуральный достаточно насыщенный цвет. Ведь в целом здесь никакой синтетики нет, просто надо умело (деликатно) использовать те положительные качества, которые имеются в каждом пигменте.
Керамические охры, например (чаще всего, это прокаленные на разную температуру железистые соединения, реже свинцовые) имеют очень высокую кроющую способность, они плотные как белила и достаточно светостойкие, т.е. не меняют цвет со временем. Их очень удобно можно использовать в качестве подкладки под натуральные лессировочные охры, выравнивать неудачно положенные слои и т.п. Они достаточно яркие и чистые по цвету, их можно добавлять в смеси.
Залежи натуральной киновари (руды) встречаются во многих частях света; вот почему вполне естественно, что киноварь как краска была известна уже в глубокой древности; присутствие киновари установлено в живописи древнего Египта, Греции и Рима; греки называли киноварь «миллос», римляне — «минимум». Натуральная киноварь встречается в СССР, Испании (Альмадена), Австрии (Идрия), в Калифорнии, Китае, Японии. Лучший сорт киновари привозится из Китая, где краска эта особенно популярна.
Rouge de Saturne, minium, mine orange. Mennige Orangemennige, Pariserrot. Saturn red, red lead.
Яркая красно-оранжевого цвета краска, известная в древности (Плиний описывает ее открытие).
По своему химическому составу представляет соединение кислорода со свинцом, в котором количественное содержание кислорода превышает содержание его в обыкновенной окиси свинца. Удельный вес его колеблется от 8,62 до 9,19.
Лучший сурик получается из чистых свинцовых белил, которые под влиянием накаливания переходят в массикот и затем в сурик.
Химический состав его — окись свинца — тот же, что и свинцового глета.
Получается слабым прокаливанием свинцовых белил и плавлением металлического свинца при доступе воздуха. Различие между массикотом и глетом только физическое: глет по строению кристалличен, массикот — аморфен.
Краска эта имеет скромный желто-оранжевый цвет. Она имела значение в истории живописи и была известна уже древнему Египту. Главное назначение ее, как и глета, заключается в том, чтобы служить материалом для варки быстросохнущего масла (олифы) и сиккативов.
Кремннцкие, кремсские белила. Blanc de plomb, blanc d`argent. Kremnitzerweiss. Flake white, white lead, ceruse.
Свинцовые белила были известны уже в глубокой древности; о них упоминают Диоскорид, Теофраст, Витрувий и Плиний. Греки называли краску «псимитион», римляне — «церуcсой». В средние века производством краски занимались главным образом, венецианцы, от которых оно перешло затем к голландцам; позднее производством белил стал славиться город Кремниц в Венгрии, по имени которого одно время назывался высший сорт свинцовых белил, уступивших свое первенство кремсским белилам из города Кремса в Австрии, куда еще позднее перешло и где сосредоточилось производство названной краски.
* Сернокислый свинец служил одно время белилами под названием «мюльгаузских белил», но он не имеет достоинств углекислого свинца.
Под именем свинцовых белил (и их синонимов) подразумеваются краски, химический состав которых представляет различные водные основные углесвинцовые соли, т. е. вариирует в известных пределах, представляя соединение углекислого свинца с водной его окисью, причем количественное взаимоотношение этих составных элементов не является постоянным, а в различных сортах краски — различно.
После того как икона «раскрыта», по едва просвечивающейся под тоном прориси прописываются все лики и контуры рисунка. Этот процесс в иконописи носит название «росписи». Если икона «оглавная», то есть на ней есть один или одни лики и совсем немного изображены плечи, то роспись надо начинать с ликов. Если икона «поясная» (святой изображен до пояса) или какая другая, роспись делается прежде по «доличному». Цвет росписи бывает или в том же тоне, что и основной, лишь немного темнее, или другой.
Например, по санкирю зеленоватого оттенка роспись дается жженой сиеной с умброй или жженой умброй и т.п. При росписи контуров и складок одежд необходимо обращать особое внимание на их живописность и не впадать в сухость и однообразие линий. Кисть при этом держится перпендикулярно к поверхности, на которой работают.