Пигменты и краски
Чистыми пигментами писать нельзя, они слишком открытые и яркие, но очень хорошо получается, когда совсем немножко этого яркого цвета добавляешь в тусклый (не высшего качества) азурит, например. Или если взять как основу глауконит (серовато-зеленая земля) и туда подмешать чуточку яркого кобальта – будет сложный натуральный достаточно насыщенный цвет. Ведь в целом здесь никакой синтетики нет, просто надо умело (деликатно) использовать те положительные качества, которые имеются в каждом пигменте.
Керамические охры, например (чаще всего, это прокаленные на разную температуру железистые соединения, реже свинцовые) имеют очень высокую кроющую способность, они плотные как белила и достаточно светостойкие, т.е. не меняют цвет со временем. Их очень удобно можно использовать в качестве подкладки под натуральные лессировочные охры, выравнивать неудачно положенные слои и т.п. Они достаточно яркие и чистые по цвету, их можно добавлять в смеси. Основным достоинством синих, бирюзовых, голубых керамических пигментов является то, что в отличии от натуральных они совсем не изменяются по цвету со временем и не реагируют на кислоты и щелочи. Заметила, что вивианит, например, постепенно чернеет, зеленеет, желтеет – синий оттуда уходит (есть палитра с пробами всех моих материалов, которой уже лет 13, там все подобные процессы хорошо видны), а вот керамические – удивительно стойкие. Если посмотреть на иконы древнего письма, то почему-то в тех местах, где должен быт синий – чернота. Может я ошибаюсь, но для себя сделала именно такой вывод. Поэтому в вивианит обычно добавляю немного кобальта керамического и земляную охру с белилами.
Окись никеля, например, - это готовая рефть. Очень красивый натуральный, естественный серо-голубоватый укрывистый пигмент (абсолютно не проваливается) - тоже прекрасная подкладка под лазурит, вивианит, гематит и т.д. Можно им делать пробела на одеждах, также использовать в смесях. Окись железа (ржавчина) тоже имеет массу достоинств. Некоторые (рассказывали об одном греческом иконописце) пишут этим окислом амафор Богородицы, бывают удивительно богатые по цвету оттенки: разнообразные двуокиси, закиси железа и прочие варианты.
Хорошо, конечно, говорить о керамических пигментах, когда они есть. Эти материалы всегда были очень дорогими, да и купить их практически было негде – не продавались, мы выписывали их с большим трудом и в очень небольшом количестве прямо на предприятии под заказ, а что-то осталось от учебы в институте. Так что, может, и напрасно я все это пишу. Хотя, возможно, в нынешние времена как раз таки продается все, что хочешь.
Все керамические пигменты, несмотря на их кажущуюся тонкодисперсность, тщательнейшим образом перетираю, потому что у них есть особенность немного расслаиваться, если писать жидкой краской – тяжелые фракции быстро оседают и на поверхности при высыхании остается более светлый слой. И второе: если плохо перетереть он жухнет, в отличие от прочих красок. Когда попробуете – почувствуете, что свойства чистых (без органики) окислов металлов иные, ведут они себя не так как земляные пигменты. Поэтому в чистом виде я их не использую (хотя это тоже вполне возможно), а добавляю глауконит или какую-нибудь глинистую охру, сиену и т.п.
Относительно покупки пигментов: был хороший выбор в «Маковце», в художественном салоне Детского мира, в м-не «Православное слово», в церковной лавке при храме на Лазоревском кладбище, лучше начинать шоппинг с «Маковца» (тел. 923-21-27, по пигментам телефон 920-97-27, 754-29-08 ).
ЛАЗУРИТ (ляпис-лазурь, Lapis Lazuli), минерал подкласса каркасных силикатов, имеющий очень сложную структуру, со сложным меняющимся химическим составом, который можно представить в виде Na6Ca2[AlSiOJ(SO4)S или в виде Na810Al6Si6O24S2 4. Кроме того, в его составе часто присутствует некоторое количество хлоридов. Тв. 5,5 -6; плотн. ок. 2,4 г/см3. Известен в Европе со времён античной классики как полудрагоценный камень, а как краска для живописи - с VI в. н.э. Наиболее раннее его применение - в ювелирном деле. Известна чаша, выполненная из этого минерала, датируемая 2400 г. до Р.Х. (Брилл Т, см. указ. соч. с.236). Его очень высоко ценили в картинах Ренессанса.
В ранних работах в нём часто обнаруживали присутствие полевого шпата. Но приблизительно с 1800 года в Европе он стал использоваться реже. Об использовании его в русской живописи говорят средневековые источники, начиная с XV века. Это красивейшая краска с уникальной прочностью, глубиной цвета, используемая во всех видах живописи. Его кроющая способность очень невелика (n = 1,5), и его наилучшее применение - в темперной технике живописи, а не в масляной. В сильных кислотах он становится белым, что сопровождается выделением сероводорода (H2S). С едкими щелочами он не реагирует. Для лазурита характерен интенсивный ярко-синий или голубой цвет, иногда с фиолетовым, иногда с зеленоватым оттенком. Иногда ультрамарин подвергается «ультрамариновой болезни», при которой синий глубокий цвет превращается в серо-синий.
Вероятно, это происходит в результате его частичной реакции с "сернистым газом (SO2), находящимся в атмосфере. В старых масляных картинах он часто зеленеет, что может быть вызвано пожелтением смоло-мас-ляных красок и покрывных лаков. Краска имела названия: ультрамарин натуральный, ультрамарин настоящий, ляпис-лазурь, камень ляпис, лазурный камень, ультрамарин, сапфирос, сафир (сапфир), киан, кианос, кианус, васильковый камень, лазорь, армянская лазорь, синяя из индийского камня, небесная синяя, ультрамариновая зола, пепел, ультрамариновый пепел, пепельная синяя, лазоревый пепел, лазорь пепельная, серо-синяя пепельная, лазурион, лазорь латинская, лазорь скифская, бледно-синяя pollido; outremer, outremer de lapis-lazuH, Ultramarin, bleu dvoutremer, cendre d4 outremer, Lazurblau, Pariserultramarin, ultramarinasche, ultramarine, french blue, Ultramarine ash, coeruleum scyticum, coeruleum armenicum, sapphiros, kyanos, al lozoard azurium, azzuro oltramarin, lapis lazuei, outremer lapis, Lazursteinblau, Genuine ultramarine.
В Европу его привозили с Востока (Бухары, Китая, Тибета). Древним грекам и римлянам он был известен под названием «сапфир». Старейшее его месторождение - Бадашханское в Афганистане считается наиболее лучшим. В России известно Мало-Быстранское месторождение лазурита, находящееся в Южном Прибайкалье на р. Сдюдянке.
Все старинные руководства по технике и технологии живописи описывают множество похожих примеров изготовления краски, представляющих собой довольно сложный и длительный процесс. Количество извлечённого синего чистейшего пигмента зависело от количества синей насыщенности минерала. Из-за малого выхода пигмента, краску использовали только в самых тонких и уникальных работах. Во всей Европе расход краски был не более 4-х фунтов ежегодно, поэтому один её грамм был равен цене одного грамма золота.
Перед началом изготовления краски минерал тщательно промывали, очищая от посторонних примесей. Затем его нагревали до красного каления и охлаждали в холодной воде, поступая иногда так до 10 раз, пока он не становился более податливым, удобным для растирания. Вместо воды некоторые рецепты рекомендуют употреблять уксус, чтобы удалить известь из минерала. Этот приём был скорее вреден для очистки минерала, чем полезен.
После его растирания с водой на каменной плите, полученный тончайший порошок просушивали и закатывали в специальную, заранее приготовленную воско-смоло-масляную мастику. Приготовленные таким способом шарики или палочки хранили в таком виде. Когда появлялась необходимость извлечения синего пигмента - ультрамарина, шарики промывали, разминая их в тёплой щелочной воде тщательно промытыми пальцами рук или палочкой, так как ультрамарин легко вбирает в себя всякую грязь. С осевшего на дно ультрамарина сливали воду, промывали его до нескольких раз в тёплой простой воде и сушили. После первой промывки шариков эту операцию могли повторять ещё несколько раз, последовательно получая ультрамарин более низкого сорта. Первые осадки давали ультрамарин наиболее высокого качества. Низкие последние сорта получили название ультрамариновой золы жц ультрамаринового пепла.
ВИВИАНИТ, минерал, класса фосфатов, представляющий собой охру синего цвета. Химический состав гидрат закиси железа, Fe3(PO4),-8Н,;0. Краска имела названия: синяя железная руда, синяя болотная руда, синяя железная земля, англарит и муллицит (по минералогии Лаппарана); ocra bleue, Blauerocker, blue ochre. В свежем состоянии вивианит имеет слабо-зелёный цвет, но на воздухе, окисляясь, быстро меняет свой цвет до тёмно-синего. Это изменение окраски позволяет отличать вивианит от других, похожих на него, минералов. Голубая земля прозрачнее охр, хорошо смешивается с маслом, клеем и эмульсиями и быстро сохнет; приготовленная из неё краска может иметь довольно густой синий цвет; употребляется во всех видах живописи. Её отрицательное свойство - боится щелочей и, в особенности, извести и всех веществ её содержащих; быстро выцветает.
Источник - форум www.hramvsr.by/forum/viewtopic.php?t=210&postdays=0&postorder=asc&start=30